царю алексею михайловичу не даром дали прозвище тишайший. оно было рождено его демонстративным христианским смирением в поведении самого царя. он был тих и добродушен, старался выслушать каждого из своих приближённых. с иной стороны годы правления этого правителя часто называют «бунташным веком». решения и действия следовавшие за ними нередко приводили к восстаниям и бунтам, которые тем не менее жёстко подавлялись.
именно при царе алексее михайловиче начинается процесс сближения двух культур (западно-европейской и ). по его приказу организовывается перевод на язык различных иностранных книг, научных и трудов.
однако, главным результатом правления этого царя стало полное превращение в абсолютную сословно-представительной монархии, а также законодательное утверждение крепостничества в качестве основы общественной и хозяйственной жизни.
основные направления политики алексей михайловича:
основные направления политики алексей михайловича
хронология правления алексей михайловича:
основные даты периода правления:
· 1632-1634: смоленская война. страна вступает в войну с речью посполитой, удерживающей смоленские земли и не признающей прав михаила на престол, считая владислава законным царём.
· 1634: мир с речью посполитой. страна возвратила все отнятые у неё в ходе военных действий земли, а сам королевич владислав отказался от претензий на власть в россии. смоленскую территорию вернуть так и не удалось.
· 1645 год: начало соляного бунта, прокатившегося по всей стране. после этого бунта пошлина на соль была отменена.
· 1649 год: новое соборное уложение с новыми основами законодательства. утверждается единоличная абсолютная власть царя.
· 1653-1655: патриарх никон проводит церковные реформы.
· 1654: в состав россии входит украина.
· 1654: объявляется война польше.
· 1656: россия объявляет войну швеции, но войско вскоре отступает. на украине умирает богдан хмельницкий и начинается новая смута, требующая войны с польшей. россией заключается мир в кардиссе.
· 1659: основывается город иркутск.
· 1662: начало медного бунта из-за выпуска медных монет. бунт сработал – медные деньги отменили.
· 1666-1667: проходит церковный собор для осуществления суда над никоном. сам патриарх считал церковную власть выше власти царя.
· 1667: заключено андрусовское перемирие с речью посполитой.
· 1670-1671: восстание казаков и крестьян под предводительством степана разина.
В результате реформы Никона редактировались церковные книги,изменялись обряды. Никон, став патриархом, стал проводить большую работу по приобщению к новогреческим канонам. Но кроме сторонников реформы, какая выражала официальную позицию государства и церкви, стали более активными противники реформы. Многие священнослужители и верующие люди усматривали в изменениях, которые проводились, посягательство на саму православную веру. С самой реформы Никона уже и начинается раскол в церкви. Идеология староверов провозглашала,что Никон уничтожает настоящее православие. Первым и самым крупным идеологом староверов был протопоп Аввакум. Его сослали в Пустозёрск, ставший для противников реформ идейным центром. Самого протопопа и его казнили. Староверы считали Никона Антихристом, а также считали, что Никон ведёт мир к концу, они считали, что обряды должны остаться старыми. Такие взгляды были несовместимы с официальной церковью. Церковь и государство начали гонения на староверов, которые стали вести замкнутое существование. Противники изменений получили название старообрядцев. На Московских соборах они предавались анафеме. Старообрядцы делились на различные группы. Собор 1666 года объявил старообрядцев раскольниками .Страна уже стояла перед религиозной войной. В 1682 году были прения о вере, закончившиеся потом казнью руководителя старообрядцев Никиты Пустосвята и ссылкой его соратников в монастырь. В 1685 году выходит указ царевны Софьи о преследовании тех, кто ругал церковь, подстрекал к само сожжению. Тех, кто принимал сторону старообрядцев и укрывал их, били и ссылали в монастыри. Противников реформы пытали и казнили. Этот указ отменили лишь в 1716 году. Позже предпринимались попытки обращения старообрядцев к православной церкви, их преследовали. А в 1905 году царём Николаем II издаётся указ, какой уравнял старообрядцев в правах с христианами неправославными, и в 1929 году постановления Синода признают старые обряды равными новым обрядам, а клятвы соборов 1656 и 1667 годов про старые русские обряды отменили.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать эссе нужно на тему : «жизнь московского государства и без ивана [грозного] устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены» (в. о. ключевский
я не согласен с этим высказыванием, вообще на тему ивана грозного сложно рассуждать. из сохранившихся документов известно что казни были преданы не более 5000 тысяч человек, и были казнены они не за мелкие проступки (как диктует нам учебник), а за весьма реальные преступления. в его время казнили только 6 особотяжких преступления : убийство, изнасилование, садомия, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственною измену. при романовых, например алексее михайловиче карали смертной казнью за 8- видов приступлений, а при петре великом за 120. для сравнения в то же время в 18 веке например в за одно бродяжничество было повешанно 70 000 человек, а в германии в 1525 году при подавлении крестьянского бунта было уничтоженно 100 000 человек.
многие факты на счёт его диспотии выдуманны и не обоснованны, существует с тех времён всего 7 документов ивана грозного которые можно считать подлинными и которые сохранились ( они подтверждены наукой) :
1. письмо к василию грязному.
2. послания симеону бекбулатовичу
3. стефану баторию - 1581 г.
4. сигизмунду 2 августу.
5. григорию ходкевичу.
6. королеве елизавете 1 - 1570 г.
7. список спора о вере с яном рокитой.
нет ни знаменитого указа об апричнине, ни синодика написанного якобы после расскаяния, не подлинного завещания. завещание сохранилось только в единственной испорчиной копии и то без указания даты.
ссылаются на явные подделкию например грамота иоанна грозного, явно видно что печать вместе со шнурком и частью бумаги вырезана и приклеена.
так что опричнина это спорный вопрос.
почему же у нас в написанно так много о димспотии ивана iv ? всё более чем просто. вместе с иваном на трон претендовал курбский, но не смог взайти на престол. он бежал из страны и написал много о диспотии ивана грозного(он не навидел его, ну ясное дело престола лешился). ни кто не обращал на его сочинения внимания до карамзина, лишь карамзин сделал их официальной . надо ли говорить что карамзин буквально ненавидел ивана грозного, зато восхищался европейскими монархами, например одним из его кумиров был бонопарт. а так как наша основанна на карамзинской " государства российского" по этому мы в учебниках имеем такое не верное представления о той эпохе.
извини, много грамматических ошибок, но проверять мне лень =