С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе военных предприятий, завоевания новых территорий и переселений люди стали чаще покидать родные места.
На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников и веселых школяров, монахов и паломников, актеров и гонцов, дипломатов и воинов. Крестьянские повозки с медлительными волами степенно двигались к ближайшему рынку. В Рим по делам церкви направлялись епископы и аббаты. Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили интересные сведения о разных народах.
Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провел он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.
Средневековое общество было корпоративным. Каждый человек имел свою, четко очерченную «нишу»,входил в ту или иную корпорацию — обособленную группу людей, которые занимаются определенным общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядкам.
Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда — профессоров (преподавателей) и студентов (от латинского слова «студере» — усердно заниматься). Само слово «университет» иозначает «корпорация». Учеба и преподавание наук стали особым занятием. В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Париже) — совет профессоров.
Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Поселявшиеся в городе «чужаки» не могли рассчитывать на поддержку городского суда в столкновениях с местными жителями. В борьбе с городскими властями университеты добивались самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.
Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам — факультеты , возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора.
Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: преподаватель — магистр, или профессор, — читал выдержки из книг и объяснял непонятные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чтение).
Андрей Текутьев родился в 1839 году в деревне Борки. Был выходцем из мещан. Получил домашнее образование. С детства он отцу в ремесле и торговле, а с двенадцати лет начал работать в купеческой лавке. Собственное дело Текутьев начал с продажи муки с возов на Базарной площади в центре Тюмени. Потом он завёл собственные лавки и сумел пройти путь до купца первой гильдии, крупного предпринимателя и городского головы. У него была своя мельница, которая была расположена на территории нынешнего кладбища, которое называется Текутьевским. Был владельцем паровых мельниц и пароходов, производителем свечей и мыла.
Был миллионером, занимая третью строчку в рейтинге самых богатых людей Тобольской губернии[1]. Всю свою жизнь он прожил в Тюмени и сделал для неё очень много.
В 1899 году он стал городским головой Тюмени и эту должность занимал до 1911 года. 21 июля 1906 года Андрей Текутьев был удостоен звания «Почетный гражданин города Тюмени» за свою благотворительную деятельность. Николай Второй своим Указом от 20 апреля 1907 года подтвердил это высокое звание, а Указом от 4 сентября 1909 года разрешил выставить портрет Текутьева в зале Думских собраний Тюмени. Ишим выбрал Текутьева своим почетным гражданином.
В разные годы жизни Андрей Текутьев являлся членом комитета по обеспечению продовольствием нуждающихся жителей Тюмени, был председателем комитета городского Владимирского сиропитательного заведения, руководителем комиссии по мощению городских улиц и устройству скотобоен, финансировал облагораживание улиц Тюмени и укрепление набережной Туры.
Во многом благодаря его усилиям и личному обращению к царю Транссибирская железная дорога была пущена через Тюмень, что значительному подъёму сельского хозяйства и промышленности этого региона.
Публикации обвинительных статей журналиста Алексея Афромеева в тюменской газете «Ермак» привели к тому, что разгневанный Текутьев изгнал из принадлежавшего ему дома городские училища и библиотеку, а также прекратил финансировать театр. Однако после смерти все его дары были возвращены городу.
Скончался меценат и благотворитель в 1916 году, на три года пережив свою жену Евдокию Яковлевну. Жена его скончалась 28 июня 1913 года[2], похоронена в ограде церкви. Своих детей у них не было, и после смерти Андрея Ивановича его состояние по завещанию было израсходовано на благотворительные цели.
Андрей Текутьев был похоронен рядом с женой на погосте церкви. Однако потом его прах был перенесён в склеп в самом храме.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Укажите различия в положении владельческих и черносошных крестьян в 17 веке