Битва
31 мая 1223 русско-половецкая армия вышла к реке Калке. Там их встретила монгольская стража, которая в ожесточенном бою с русскими передовыми частями убила воеводу Ивана Дмитриевича и других двух командиров авангарда, и отступила за реку.
Поскольку первыми к Калке прибыли части Мстислава Удалого, сторонника активного наступления, они быстро переправились через реку. Как сообщает летописец это решение было самовольным, потому что галицкий князь не согласовал своих действий с черниговскими и киевскими князьями - «через зависть, поскольку большая распря была между ними». По приказу Мстислава первыми переправились полки Даниила Романовича, а впоследствии и другие полки. Сам Мстислав преодолел реку последним и вместе с половцами хана Яруна вышел на разведку.
За Калкой русско-половецкую рать ждало хорошо подготовленное монгольское войско. Его командиры Джебе и Субэдэй увидели, что силы противника действуют не скоординировано, и начали наступление. Мстислав Удалой заметил монголов, но было поздно - его силы не были приготовлены к бою. Он бросил на наступающих половцкие отряды, а сам вернулся к своим дружинам, приказав как можно скорее вооружиться. Черниговские и киевские полки за Калкой не были оповещены о начале битвы.
Мощный натиск монгольской конницы разбил половецкие порядки. Ярун и его силы бросились бежать в лагерь Мстислава, посеяв панику среди галицко-волынских войск. Истоптанные отступающими половцами, русины не успели занять боевые позиции. В такой ситуации им пришлось принять на себя удар монголов. Сначала части Мстислава Удатного крепко держались. Им на подошли черниговские силы Мстислава Святославича и русины смогли разбить первую волну атакующих. В начале битвы отличились дружины волынцев Даниила Романовича и курчан Олега Святославича.
Судьбу битвы решило монгольское подкрепление, которое атаковало галицко-волынские и черниговские группы войск Мстислава Удалого и Мстислава Святославича. Русины не устояли перед умелыми монгольскими лучниками и побежали.
Между тем основе полки великого князя киевского Мстислава Романовича оставались в стороне самоубийственного боя. Видя отступление черниговских и галицко-волынских полков, он поспешно занял каменистое место на горе над Калкой и соорудил там укрепленный район. Часть монголов под командованием Цигирхана и Тешюхана осадила позиции киевлян, а остальные пустились вдогонку отступающим русинам и половцам. В погоне монголы убили князей Яновского Святослава, Изяслава Ингваровича, князя Шумского Святослава, черниговского князя Мстислава Святославича с сыном Василием, князя Юрия и много бояре и простых воинов смогли лишь некоторые половцы, которые бежали первыми, и князья и бояре галицко-волынской группы. Мстислав Удалой добравшись со своими людьми до Днепра, отвел лодки от левого берега, чтобы монголы не переправились на правый, и изо всех сил понесся в Галич. Во время побега некоторые дружинники и простые русские воины были ограблены союзниками - половцами.
Хотя основные русско-половецкие силы были разбиты, Мстислав Романович и его киевская дружина защищалась в укреплении еще три дня. Вместе с ними сопротивление монголам оказывал князь Андрей, Мстислава зять, и князь дубровицкий Александр. Противник никак не мог взять укрепления, поэтому пошел на хитрость. Монголы предложили русинам переговоры о сдаче и отправили К великому князю киевскому послом воеводу Плоскину, командира союзных монголам бродников. Князьям было обещано помилование в обмен на денежный выкуп и сдачу укреп. района. Когда же те приняли условия и вышли из укреплений, бродники связали их и передали монголам. Дружина и воины укрепления были вырезаны. Самих князей монголы положили под деревянный и раздавили, устроив на нем праздничный банкет.
Объяснение:
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Комплекс мер, принятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Обясни почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты?