Археологический материал дает богатые и разнообразные памятники религии эпохи бронзы и железа. В большинстве случаев эти памятники относятся к народам классической древности, с которыми мы познакомимся в дальнейшем более подробно. А пока рассмотрим в самых общих чертах историю религий в эпоху раннего металла в Европе. Погребальный культ в бронзовую эпоху стал еще более сложным и разнообразным, чем в эпоху неолита. В нем уже отражалось классовое расслоение общества. Особенно пышными были погребальные обряды вождей, князей, царей; в их могилы клали множество ценностей, убитых коней, иногда и людей -- для сопровождения покойника в загробный мир; над их гробницами насыпали большие курганы, ставили надгробные памятники. Погребения рядовых членов племени были гораздо скромнее. В эту эпоху широко распространяется обычай трупосожжения, что, по-видимому, объясняется усложнением представлений о загробном мире. Ориентировка могил по сторонам света говорит о связи погребального культа с космическими представлениями и с почитанием солнца. Такую связь можно видеть и в больших мегалитических сооружениях -- кромлехах. Из них особенно известен так называемый Стонхендж (Stonehenge) в графстве Уильтшир (Англия) -- огромный комплекс мегалитов в виде круга 90 метров в диаметре (впрочем, древнейшие части памятника относятся еще к неолиту). Это сооружение одни ученые (Вильке, например) определяют как своего рода храм солнца, другие (Эванс, Шухардт) -- как надмогильный памятник. Оба эти мнения не исключают друг друга, ибо основаны на реальных фактах: ориентировка и расположение частей Стонхенджа (главная ось всего сооружения направлена к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния) говорят о том, что он имел какое-то отношение к наблюдениям за солнцем, в то же время под этим комплексом и другими аналогичными памятниками обнаружены захоронения.
Солярный культ
О распространении солярного культа в период бронзы свидетельствуют и другие находки. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т. п. Особенно интересны бронзовая колесница, запряженная лошадьми, с солнечным диском на ней (Трундгольм, Скандинавия), бронзовая фигура лошади с дисками под ногами и над ней (Теруэль, Испания), диск на колесах (наскальный рисунок из Богуслена, Швеция). Культ солнца в эпоху бронзы был, очевидно, порожден ростом земледельческого хозяйства, ибо солнце, по народным наблюдениям, главный податель плодородия. С другой стороны, в этом культе отразилось социальное расслоение -- выделение родоплеменной аристократии, которая, как можно думать на основании этнографических аналогий, считала себя в родстве с солнечным божеством.
Объяснение:
Сырым Датулы (1712-1802 гг.)
Сырым-батыр – казахский батыр, организатор и руководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов в первой половине XIX века. В 1783 году в Младшем жузе разразилось восстание крестьян – шаруа под предводительством старшины рода байбакты Сырыма Датулы. Девятью годами раньше С.Датулы возглавлял казахский отряд, воевавший на стороне Емельяна Пугачева в крестьянской войне 1773-1775 годов. Правда, участие Сырыма в этой войне было непоследовательным. «Пресытившись Пугачевым», он оказался на стороне царских властей; затем вновь примыкает к восставшим и сражается с уральскими казаками. С.Датулы был захвачен и посажен в тюрьму, откуда его выкупил хан Нуралы. Но со временен Сырым отошел и от этого правителя.
Все это было, так сказать, прелюдией к восстанию шаруа под руководством Сырыма Датулы. Оно носило антиколониальный и антифеодальный характер. Причинами восстания была земельная теснота, запрещение царскими властями перехода скотоводов на правый берег реки Урал, ущемление прав родовых старшин, грабеж и насилие над народом со стороны хана Нуралы и султанов, Уральского казачьего войска и царской администрации. Зимой 1782-1783 годов старшины Уральского казачьего войска угнали у казахов Младшего жуза, перешедших за реку Урал более 4 тысяч лошадей. В условиях джута угон скота тяжело отразился на хозяйстве крестьян, которые и явились основной движущей силой восстания. Повстанческие отряды сосредоточились в районе реки Сагыз. К 1785 году они насчитывали 2700 человек. Народное восстание вместе с Сырым батыром возглавили такие авторитетные люди как Барак-батыр, у которого было 2000 сарбазов и Теленши батыр с 1500 сарбазами. Повстанцы атаковали Антоновский форпост и крепость Сахарную.
Испугавшись размаха народного движения, хан Нуралы и султан Айчувак обратились за военной к царской администрации в Оренбурге. На подавление восстания в феврале 1785 года были высланы царские карательные отряды. Борьба повстанцев против хана, султанов и карателей вызывала горячее сочувствие и поддержку со стороны народа. Многие казахские аулы покидали владения хана Нуралы и присоединялись к ним. В апреле 1786 года хан под натиском восставших бежал под защиту царских властей, а 3 июля того же года Екатерина II подписала рескрипт об отстранении Нуралы хана. Ханская власть испытывала кризис.
Пользуясь создавшимся положением, царское правительство решило совсем упразднить ее. Генерал-губернатор О.А.Игельстром разработал проект нового управления. «Реформа Игельстрома» заключалась в ликвидации ханской власти, и создании при генерал-губернаторе в Оренбурге пограничного суда из представителей казахской знати и царской администрации. Однако реформа была не одинаково воспринята как частью казахской знати, особенно султанов, которые выступили против, так и местной царской администрацией. Осенью 1789 года О.А.Игельстром выдвинул новый проект управления жузом, вновь делавший станку на ханскую власть. В новом главном управлении под началом хана Сырыму Датулы предназначалась должность прокурора. Но и обновленная политика лишь обострила ситуацию в регионе. Казахи были ущемлены в правах использовать пастбища в междуречье Волги и Урала. А это неизбежно вызывало конфронтацию между Младшим жузом и Россией в этом обширном регионе.
После неудачных реформ О.А.Игельстром был отозван из Оренбурга. При новом генерал-губернаторе А.Пеутлинге отношения с повстанцами вновь обострились. В 90-х годах старшины Уральского казачьего войска возобновили набеги на казахские аулы. Так осенью 1790 года атаман Д.Донсков с 1500 солдатами напал на казахов, разгромил 225 кибиток, забрал их имущество, убил 150 человек, увел 57 пленных и множество лошадей, верблюдов, коров, баранов. Повсеместно в Младшем жузе обострялись отношения между крестьянами и знатью. Особенно активными стали выступления против султанов, после избрания в 1791 году нового хана Ералы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Объясните происхождение символов царской власти и российского герба при иване 3
Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступали как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел становится главной эмблемой российского герба. По мере укрепления царской власти к орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты.
В XVII веке в лапах орел уже держал скипетр и державу – регалии королевской, императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах.
Вообще герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.
Например, в дни правления царя Федора Ивановича "Блаженного" (1584-1587) на гербе России между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
А в период царствования первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича (1613-1645) двуглавый орел впервые изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец в виде щита. В 1645 году при сыне Михаила Федоровича – царе Алексее Михайловиче – появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником – наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест. Но этот проект герба так и не был окончательно утвержден. В результате масонского заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I "Благословенный" (1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел, уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.
В 1825 году в Таганроге умирает Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла, который с течением времени несколько изменился, но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.
Но самая серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене. Он разработал целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные нормы европейской монархической геральдики.
Также под руководством Кене был изменен рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведен в соответствие с международными правилами геральдики.
11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи – двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов – Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.
Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (1917) российские знаки различия, ордена, флаг и герб были упразднены. Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда Указом Президента был введен новый государственный герб – двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.