Ваня открой стр.150-151 "Реформы в области просвещения"
djevgen
06.11.2021
1.Восстановление экономики страны. Начав службу заурядным дворянином, Борис занял пост правителя при слабоумном царе, а затем стал властелином огромной державы. В это время Россия вступила в полосу тяжёлых испытаний. Грандиозные стихийные бедствия на десятилетия подорвали её производительные силы. Длительная война довершила дело. В стране воцарилась неописуемая разруха. Своеобразие политического курса Годунова состояло в том, что он отказался от услуг привилегированного охранного корпуса и пытался найти прочную опору во всей массе дворянства. У Годунова была податная политика. Казна стала освобождать от податей земляную запашку помещиков, несших военную службу. Налоговая политика Годунова носила отчетливый сословный характер. Мелкопоместные дворяне рассматривали предоставленные им посты как очень значительные. Необлагаемая боярская пашня гарантировала им пропитание и от нищенской сумы, при неблагоприятной ситуации казны, освобождала от податей тем большие участки боярской пашни, чем большим поместьем владел дворянин. Таким образом, реформа податной системы принесла среднему дворянству еще большую выгоду, чем мелкому. Поворот в его внутренней политике был ускорен раздорами с боярской аристократией и упадком дворянского ополчения. «Обеление» (освобождение) дворянских земель и подготовительные шаги к закрепощению крестьян показали, что формирование нового курса в основных чертах завершилась. Податная реформа имела исключительно важные социальные последствия. Она провела четкую грань между высшими, привилегированными сословиями феодальных землевладельцев и низшим, податным сословием зависимых крестьян.
2.Укрепление международного авторитета России. Правительство Годунова продолжило внешнеполитический курс Грозного в балтийском вопросе. Но оно воздерживалось от активных действий в Прибалтике, пока существовала опасность союза Польши и Швеции. Как только эта опасность утратила реальный характер, Россия немедленно нанесла Швеции удар. Она намеревалась вернуть себе захваченные шведами русские земли, а главное, возродить «нарвское мореплавание» . В январе 1590 года русские полки заняли Ян, блокировали Копорье и продвинулись к Нарве. Руководство осадой вражеской крепости взял в свои руки Борис Годунов. Недоброжелатели тогда заподозрили его в предательстве. А на самом деле распоряжения Годунова под стенами Нарвы объяснялись не его симпатиями к неприятелю, а полным отсутствием боевого опыта. 19 февраля русские предприняли генеральный штурм. Располагая громадным численным превосходством, они атаковали крепость разом в 7 пунктах. Положение шведов было таково, что стремительный натиск мог решить судьбу крепости в считанные часы. Но Борис, оказавшись во власти военной стихии с её неизменным спутником - риском, не чувствовал уверенности. Он предпочёл путь переговоров, надеясь склонить шведов к капитуляции. По условиям перемирия, заключенного под стенами Нарвы, шведы очистили захваченные ими ранее русские крепости Иван-город и Копорье. Россия вернула себе морское побережье между реками Нарвой и Невой. Но ей не удалось овладеть портом Нарвой и восстановить «нарвское мореплавание» . Таким образом основная цель наступления не была настигнута. Шведский король Юхан III не желал признать своё поражение в войне с Россией и готовился к реваншу. Он заключил союз с Крымским ханством и целью вражеского вторжения стала Москва. Ранним утром 4 июля 1591 года татары по серпуховской дороге вышли к Москве и заняли Котлы. Русские полки расположились под Даниловым монастырём в подвижном укреплении - «гуляй-городе» . Днём произошёл бой, а ночью татары отступили. Как и при осаде Нарвы, Борис Годунов не проявил в овойне с татарами ни решительности, ни энергии. Тем не менее вся слава после победы досталась ему.
olkay
06.11.2021
Возникновения великой «ясы» чингисхана монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель чингисхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. чем же была монгольская империя и кем был чингисхан, создавший ее ровно 800 лет назад? в 12 веке на территории монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности - улусы. вели они полуоседлый образ жизни. в конце 12 в. среди монгольских племен возвышается род есугея, сын которого темучин начал вести борьбу за объединение. в процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи темучина. она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа - «тысячи». армия составляла более 200 тыс. человек и была предана темучину. в 1206г. состоялся курултай, на котором темучин провозгласил себя правителем и принял титул чингисхан, что означало «властитель океана». на курултае был принят свод законов «яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.2«яса» охватывала все стороны жизни империи. письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. наследники хана верили в магическую силу ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. считалось, что она приносит победу в битве. полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений ясы в трудах древних позволяет понять ее суть.в ясе отчетливо прослеживаются идеи императорского государства и императорского права. весьма вероятно, что одним из этих источников были китайские государственно-правовые понятия. так же вероятно, на ясу повлияла христианская идея вселенской империи. в первой редакции яса была утверждена чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство - несторианского толка - было сильно развито. известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого чингизхана и его преемников. некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере. можно думать, что именно через них христианская идея вселенской империи, покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята ясою.3но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого чингисхана как творца ясы. следует признать, что чингисхан был не только гениальным полководцем, но и государственный деятель крупного размаха.по мысли чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. всякое изменение ясы, по его мнению, могло бы лишь к гибели государства. хранителем ясы чингис назначил еще при жизни своей старшего сына джагатая.каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением ясы. потомки чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь чингисовой крови за это время не нарушил ясы. виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «кто нарушит ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана золотой орды.наличие ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства чингисовых преемников. но это законодательство имело лишь значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе ясы. в этом порядке ханы золотой орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. сюда относятся и ярлыки в пользу церкви. ярлыки эти прямо ссылаются на великую ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.мы должны отличать великую ясу от местных яс (судебников) улусного значения. несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, великая яса долго после распадения монгольской империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Назовите основные положения университетского устава.