Са́ки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι, лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Название восходит к скифскому слову saka — ‘олень’[12] (ср. осет. sag 'олень'). И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов[13]. Первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже тюркские племена. В ахеменидских надписях «саками» называются все скифы[14].
Считаются потомками носителей древностей срубной и алакульского варианта андроновской культур[15]. Именно на основе андроновского антропологического типа формируется сакское население Средней Азии. Таким образом, антропологические данные подтверждают заключение о преемственности культуры ираноязычных саков и савроматов с андроновской, полученное ретроспективным методом
Письменные источники по истории саков можно разделить на:
- древнеперсидские наскальные надписи
- труды греческих авторов
1. Автор: Геродот (древнегреческий историк)
Название: "История".
Основные сведения: Геродот называл саков "азиатскими скифами". Писал о них так: "К врагам - беспощадны, к друзьям - верны". Сражаются верхом на лошадях и пешие. Вооружены луками, копьями, секирами. Предметы у саков из золота и меди. Свои головные уборы, пояса, конскую упряжь украшают золотом. Пьют молоко. Поклоняются Солнцу, в жертву приносят коней.
2. Автор: Старбон (древнегреческий историк и географ)
Название: "География"
Основные сведения: В зависимости от мест проживания выделяет даи (проживают в районе Каспийского моря), массагеты (живут на востоке от даев). Остальные скифы. Все они кочевники. Бог у них - Солнце, которому в жертву приносят коней. Все они прекрасные наездники. Вооружены луками, мечами, защищены панцирями. Головной убор, пояса, уздечки и перевязи лошадей украшают золотом. Не занимаются земледелием. Питаются бараниной и рыбой.
3. Автор: Ктесий (древнегреческий историк)
(Труды Ктесия до нас не дошли (за исключением «Индики»), его слова упоминаются более поздними авторами)
Основные сведения: Писал о сакских женщинах: «Женщины саков сильны, во время войны своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».
Вывод: Геродот в труде "История" и Старбон в труде "География" очень похоже описывают саков: очень хорошие воины(и наездники, и пешие). Бог - Солнце. В жертву приносят коня. Головные уборы, пояс, конскую упряжь украшают золотом.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Национально-освободительная война 1916 года. причины, характер и значения
В 1916 г. рост национального угнетения, война ускорили процесс кризиса в стране, одним из ярких проявлений стало национально – освободительное восстание 1916 года, охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии.
Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: его крупные очаги проявились в Тургае и Семиречье.
Восстание охватило весь Казахстан. Оно было направленно против военно-колонизаторской политики царизма, против феодально-байской верхушки аула, против империалистической войны.
Впервые после национально – освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 года имело всеказахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания – национальным и политическим освобождением народа.