Образование Литовского государства
В то время как большинство русских княжеств попали под монгольское господство, на северо-западных границах бывшей Руси возникло Литовское государство.
Начало существованию государства было положено князем Рингольдом, который в первой четверти XIII в. объединил под своей властью несколько литовских племен. Сын Рингольда Миндовг продолжил политику отца по расширению своих владений. Именно с его правлением связывают создание Великого княжества Литовского. Столицей своих владений Миндовг сделал город Новогрудок (Новгородок).
К середине XIII в. Миндовг подчинил земли Черной Руси и часть Белой Руси, а также заставил признать свою власть полоцких, витебских и минских князей. В 1242 и 1249 гг.
Миндовг нанес поражение монголам, что значительно укрепило его авторитет. Важным событием стало крещение князя в 1246 г. по православному обряду. На этот шаг Миндовга подтолкнуло то, что основу экономического и военного могущества княжества составляли бывшие русские княжества (белорусские земли).
Название «Литва», по мнению некоторых ученых, происходит от славянского слова «лить». Изначально слово «литва» могло обозначать слияние трех рек. Современные литовские ученые связывают название своей страны с ме-жайтским (межайты — одно из литовских племен) словом «летува», что означает «свобода», «свободный край».
Споры о Великом княжестве Литовском и об отношении к этому государству Руси, современной Литвы, России, Белоруссии, Украины, а также Польши ведутся уже давно, а после распада СССР приобрели ожесточённый характер.
Белорусский историк Игорь Литвин в книге "Затерянный мир, или малоизвестные страницы белорусской истории" пишет: «Современные литовцы необоснованно приписывают себе историю Великого Княжества Литовского».
По его мнению, Литовская республика имеет такое же отношение к Великому Княжеству Литовскому, как и современная Македония к империи Александра Македонского, т.е. составляет мизерную часть площади когда-то огромного государства.
Свою лепту в эти споры вносят литовские, российские, польские, украинские историки и политики.
Этническая группа жемайтов в Западной Литве, известная приверженностью литовским национальным традициям, объявила в мае 2012 года о своем желании восстановить Великое княжество Литовское (в прежних границах) и королевскую власть.
В сентябре 2012 года в Балтийском Федеральном университете им. И. Канта (Калининград) тема отношений между Литвой и Россией была заявлена в рамках форума «Балтийский регион: историческая память и диалог культур». В своём докладе, названном «Литва и Россия: возможна ли во взаимоотношениях позитивная память», историк Чесловас Лауринавичюс подчеркнул, что проблема этих взаимоотношений в уважении «которого, к сожалению, нет. И тут роль играет история». По его мнению, сегодня в обеих странах можно наблюдать не поиск исторической истины, а попытку найти пропаганду под определенную идеологию, что превращает историческую науку в служанку. Споры затрагивают вопросы власти, территорий, национальных и религиозных приоритетов.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Участились случаи, когда казахов ссылали в Сибирь и другие отдаленные места за «дурное» или «порочное» поведение. В годы Первой русской революции в Тургайской области развертывалось аграрное и национально-освободительное движение. Казахские шаруа активно выступали против переселенческой политики царского правительства. В 1905-1907 годах сопротивление против отвода земель в пользу переселенческого фонда охватила многие волости Актюбинского уезда. 25 июня 1905 г. Выступления казахских шаруа в некоторых волостях носили не только антиколониальный, но и антифеодальный характер. Один из руководителей казахских шаруа, Мирзагул Чиманов из Чингильской волости, разъезжая по аулам Иргизского и Актюбинского уездов, призывал казахов к смене всех волостных управителей, вплоть до начальника области, не подчиняться распоряжениям властей, не платить налоги. Национально-освободительное и аграрное движение в области, развернувшееся в период революции 1905-1907 годов, имело стихийный и неорганизованный характер. Отдельные выступления казахской бедноты, доходившие порой до вооруженных столкновений с местными властями, не переросли в организованное национально-освободительное восстание по уезду. Крестьяне-переселенцы уезда, получив земельные наделы здесь из рук царского правительства, не были склонны к сближению и тесному союзу с казахскими шаруа, многие из них находились еще в плену колониальной идеологии.