С окончанием второй мировой войны СССР, внесший основной вклад в разгром фашизма, превратился в одну из ведущих держав, вырос его международный авторитет. Дипломатические отношения были установлены с 50 странами мира.
Однако, после второй мировой войны на мировой арене столкнулись две различные политические линии, противоположные платформы. Одну отстаивалиСоветский Союз и страны народной демократии, другую — капиталистические государства (США, Англия, Франция и др.). Противостояние этих двух систем привело к “холодной войне”.
Идеология и практика сталинизма наложила негативный отпечаток на взаимоотношения Советского Союза с внешним миром. Они базировались прежде всего на представлениях о неминуемом и близком крахе буржуазного строя, о непримиримости противоречий между социализмом и капитализмом, обострении идеологической борьбы по мере строительства социализма.
США, занявшие позицию лидера в результате изменения баланса сил, взяли на себя роль доминирующей силы в послевоенном мире.
В этой обстановке в международных отношениях возникла двухполюсная система, в которой роль главных антагонистов принадлежала СССР и США. Нередко истоки этого явления усматривают только в несовместимости идеологий двух “сверхдержав”, однако в основе их конфликта лежали и глубокие геополитические причины, столкновение интересов, прежде всего на европейском континенте.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что представляли собой города государства шумеров
Во главе каждого города-государства стоял правитель (ensi), который, вероятно, совмещал культовые и административные обязанности, тем более, что в системах такого рода то и другое тесно взаимосвязано. Энси был как бы земным представителем божества в его земном Доме и избирался на эту должность самим божеством на определенный срок, после истечения которого наступала, во всяком случае теоретически, очередь другого избранника. Принцип очередности действовал, вероятно, на всех уровнях и во всех хозяйственных сферах общества.
Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.
Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.
Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях.
Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.
Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единрго государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.
Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.
Особенности социально-экономического и политического устройства древнешумерского государства: сохранение пережитков родоплеменной организации.
государство шумеров не было централизованным, а представляло собой союз городов-государств, объединенных единой идеологией и определенной хозяйственной общностью.
рабы как правило были иноземцами, иметь рабов могли как частные лица так и храмы.