якоби́нцы (фр. jacobins) — участники якобинского клуба (фр. club des jacobins; jacobins; société des jacobins, amis de la liberté et de l’égalité), французского политического клуба эпохи великой французской революции — самое известное и влиятельное политическое движение революции, связанное с определением радикального эгалитаризма, республиканизма и применения насилия в достижении целей, к созданию революционного правительства 1793-1794 годов.
основан депутатами третьего сословия от бретани по прибытии их в версаль ещё до открытия генеральных штатов и первоначально носил название бретонского клуба (фр. club breton). после переезда национального собрания в париж получил своё название якобинского клуба от места проведения заседаний клуба в доминиканском монастыре святого якова на улице сен-жак[1].
первоначально в клубе встречались лишь бретонцы, депутаты от бретани, объединившиеся вокруг адвоката ле шапелье. в дальнейшем к ним стали присоединяться единомышленники из депутатов от других провинций. в париже клуб был реорганизован и взял себе название «общества друзей конституции» (после провозглашения республики якобинцы изменили это название на «общество друзей свободы и равенства»). аналогичные клубы стали возникать и в других городах и почти все они устанавливали постоянную переписку с парижским клубом, становясь его филиалами. членство в клубах оценивается до 500 000 по всей стране. с ноября 1790 якобинцы стали издавать свой печатный орган «журнал общества друзей конституции»[2].
постепенно влияние клуба росло и из дискуссионного общества клуб стал определять направление развития революции, а после попытки побега людовика xvi в варенн, стал одним из революционных органов, влиявших и участвующих в восстаниях 10 августа и 31 мая. после прихода к власти революционного правительства происходит перерождение клуба в один из административных органов правительства; многие члены клуба становятся функционерами правительства, следуя его политике. «революция оледенела, все её принципы ослабли, остался лишь красный колпак на головах интриги» — записал сен-жюст в это время[3].
после термидорианского переворота 9 термидора (27 июля 1794 года) влияние и значимость клуба падает. клуб и его члены ассоциируются с экцессами террора и якобинский клуб был закрыт 11 ноября 1794 года (21 брюмера, iii года). ассоциация дочерних клубов запрещается пришедшими к власти термидорианцами и их деятельность прекращается.
начиная с xix века термин употребляется не только для обозначения членов клуба и их союзников, но и как название радикального политического течения[⇨].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Назовите любое одно событие произошедшее в вашем регионе. какое значение имело указанное вами событие явление процесс (город мурманск , , мне завтра будет крышка если вы не !
в конце xix в. неоднократно появлялись проекты сооружения железной дороги к северным берегам россии. предлагалось построить конно-железную дорогу от повенца по берегу онежского озера до кеми и далее до мурманского побережья (1870-е железную дорогу из петербурга на мурман (1894). все эти проекты и предложения так и остались нереализованными.
ситуацию резко изменила разразившаяся в 1914 г. первая мировая война. связь россии с союзниками по морю бьша прервана. архангельский порт льды закрывали почти на полгода, а в незамерзающем кольском заливе можно было расположить базу флота.
в сложившейся ситуации напрашивался естественный вывод о начале строительства мурманской железной дороги. совет министров 31 декабря 1914 г. принял решение немедленно приступить к изысканиям, а затем к постройке железной дороги, которая должна бьша связать мурманское побережье с петроградом. предлагались три варианта трассы: от ст. рованиеми, от ст. нурмес и от петрозаводска. хорошо, что выбор пал на последний вариант: в противном случае новая железная дорога оказалась бы впоследствии на территории отделившейся от россии финляндии.
строительство началось в начале июня 1915 г., а прокладка всего пути от петрозаводска до северного ледовитого океана завершилась уже 3 (16) ноября 1916 г. небывалые для того времени темпы строительства! в тяжелейших условиях (обилие болот, сильные морозы, безлюдная местность, массы огромных валунов на пути, трудности с завозом строительных материалов, продовольствия и подвижного состава) почти 1000 км стальной магистрали были сооружены менее чем за полтора года. работы не прекращались круглые сутки, в темноте (в том числе в полярную ночь) они велись при свете факелов.