1237—1240 гг. — походы Батыя на Русь;1380 г. — Куликовская битва;1480 г. — стояние на реке Угре, ликвидация ордынского господства на Руси.Исторические деятели: Батый; Иван Калита; Дмитрий Донской; Мамай; Тохтамыш; Иван III. План ответа: 1) основные точки зрения на характер взаимоотношений Руси и Орды в XIII—XV вв.; 2) особенности хозяйственного развития русских земель под властью монголо-татар; 3) изменения в организации власти на Руси; 4) Русская Православная Церковь в условиях ордынского владычества; 5) последствия господства Золотой Орды на русских землях.Проблемы ордынского владычества вызывали и продолжают вызывать в отечественной исторической литературе разные оценки и точки зрения.1. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков Иго для Руси являлось большим бедствиемИго - система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:— Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;— Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);—Военной зависимости — поставкой русских воинов в монгольские войска.2. Н. М. Карамзин отмечал, что монголо-татарское господство на Руси имело одно важное положительное последствие — оно ускорило объединение русских княжеств и возрождение единого Российского государства. Это дало основание некоторым историкам более позднего времени говорить о положительном влиянии монголов.3. А.Фоменко, В. Носовский считают, что монголо-татарского ига вообще не было. Взаимодействие русских княжеств с Золотой Ордой больше напоминало союзнические отношения: Русь платила дань (причем ее размер был не столь велик), а Орда взамен обеспечивала безопасность границ ослабленных и разрозненных русских княжеств.
zeltos384
14.06.2020
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМпредшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливомустройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и егодвижущих сил. "... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшемстрое, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указатьдействительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открытьзаконы его развития, ни найти ту общественную силу, которая стать творцом нового общества"