в середине 13 века литовский князь миндовг объединил литовские земли и присоединил черную русь (гродно).
к середине 14 века литовским князьям подчинилась огромная территория с населением – полоцкая земля, полесье, волынь, киевская и северская земли.
с 1370-х года великое княжество литовское стало претендовать на роль центра всех земель.
с 1368–1372 годов началась литовщина – походы князя ольгерда на северо-восточные земли, в том числе и москву.
великое княжество литовское не смогло стать центром земель из-за усиления москвы после куликовской битвы и усиления в литве позиций католической церкви.
в 15 веке, приблизительно, до 1470-х годов процесс объединения земель в литве шел быстрее, чем вокруг москвы.
периоды дипломатических союзов москвы и литвы были короткими. во время одного из них в 1391 году литовский князь витовт отдал дочь софью замуж за василия i. так что, начиная с василия ii, в крови московской династии была литовская кровь.
в 15 веке происходит сближение великого княжества литовского и польши. в 1439 году литва признала флорентийскую унию католической и православной церквей.
после этого претендовать на роль центра земель литва уже не смогла.
начался переход на московскую службу православных князей из великого княжества литовского.
во время феодальной войны московский князь не мог влиять на литовского. некоторые удельные князья переходили на службу к литве.
при иване iii удельным князьям были запрещены сношения с литвой, минуя москву.
перед стоянием на угре московскому князю удалось нейтрализовать союз хана и князя литовского переходом на московскую сторону верховских князей – воротынских и белёвских.
после 1485 года иван iii демонстративно стал титуловать государем всея руси в бумагах, посылаемых в литву.
военный конфликт был неизбежен. причем, по инициативе москвы.
1487–1489 годы – «малая» или «мелкая» порубежная война.
москвичи расселили литовский полон на южном пограничье.
1492–1493 годы пограничная война («странная война», участвовало много московских войск. союзник – крымский хан – опустошил южные литовские земли.
москвичи завоевали вязьму, мирно к москве перешли новгород-северский, чернигов, стародуб, их князьям за службу жаловали их же уделы. в поисках мира литовский князь александр женился на дочери ивана iii елене и признал ивана iii государем всея руси. брачное соглашение содержит требования по защите православия в литве.
иван iii спровоцировал разрыв отношений с александром в 1499 году.
1500 – 1503 годы – московско-литовская война.
1500 год – битва при ведроши.
крупнейшая битва после куликовской, несколько дней. литовцев заманили на берег реки, сожгли за ними мост и разбили полки, пленив воевод. погиб цвет литовской конницы, отличился воевода даниил щеня (гедеминович). литовцы сдали дорогобуж и торопец.
перемирие – 1503 год.
новая линия границы перерезала днепр, создав плацдарм для нападения на киев и смоленск.
москва получила путивль и рыльск, прикрывавшие от татар с юга.
главный итог – началось активное присоединение населенных земель из великого княжества литовского.
во время этой войны московские войска вступили в ливонию. магистра вынудили подписать на 50 лет мир не с московским князем, а с новгородским наместником и согласиться на возобновление вечной дани за владение дерптом–тарту–юрьевом.
1507–1508 годы война с литвой при василии iii. вечный мир на условиях 1503 г., так как александр в 1507 году умер, то эта и последующая война идет с объединенным польско-литовским государством.
1512 – 1521 годы война
повод – смерть елены ивановны.
1514 год – московские войска взяли смоленск (командовал щеня), но потерпели поражение под оршей. обе стороны использовали огнестрельное оружие.
окончилась перемирием.
литва не признала окончательность перехода смоленска к москве.
смоленская знать держалась обособленно, браки или между собой, или в литве и польше, но не в москве.
москва при любом удобном случае в дальнейшем использовала антилитовские настроения.
великий князь московский превратился в государя.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Отношение власти к западникам и славянофилам
Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А. С. Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ» . Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.
Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы – общинники, у нас своя жизнь, вы – власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.
Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа «официальной народности» : православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды» . При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. На престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему «Записку о внутреннем состоянии России» , в которой упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Крайние меры, указывал он, могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва земских соборов. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы.