1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Во времена империи стало больше крупных имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудилось несколько сотен рабов. Большинство из них работало плохо, из-под палки. Но уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого. Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки свободным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть). Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались «колоны».
Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай. Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе всё остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.
2. Правление Траяна (98—117 годы н. э.). Римляне называли Траяна лучшим из императоров. Траян любил говорить: «Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным». При нём прекратились казни по ложным доносам. Римляне хорошо помнили, как в недавние времена дурные люди становились доносчиками. Из корысти или зависти они губили ни в чём не повинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни.
Доносчикам доставалась часть имущества казнённого. Они быстро продвигались по службе, становились консулами и сенаторами. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу.
Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру.
При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Живший в то время историк Тацит писал «о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».
Траян был выдающимся полководцем. При нём были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить всё Междуречье, вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покорённые народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он заболел и умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.
Разрушение Иерусалима (70 год н. э.)
В конце правления Нерона в Палестине вспыхнуло восстание против римского владычества. Римляне бросили на его подавление огромную армию. Еврейские повстанцы укрылись за стенами Иерусалима. Римляне окружили город. Несмотря на начавшийся голод, осаждённые упорно оборонялись, устраивали вылазки. Наконец римляне под командованием полководца Тита ворвались в город. Жители Иерусалима продолжали сопротивляться, особенно упорно защищали они главную еврейскую святыню — храм Бога Яхве. Тогда римляне подожгли храм... Воины стали грабить город, убивая всех подряд. По приказу Тита римляне сровняли с землёй Иерусалим вместе с храмом Яхве. От него осталась лишь одна стена (её называют Стеной Плача). Тысячи евреев были проданы в рабство и сосланы в разные уголки империи.
3. Римляне строили на века. В провинциях они основали много городов (например, города, позднее названные Париж, Лондон, Вена, Кёльн). Для снабжения водой Рима и других городов строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими полукруглыми арками.
Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести. Через некоторое время бетон затвердевал и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дёшево. В городах империи возводились амфитеатры, театры, храмы, портики, бани. В память об одержанных победах воздвигали колонны и триумфальные арки.
В Риме по приказу Траяна перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивой площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками.
Сверху донизу её покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.
По мнению британского историка Эрика Хобсбаума, содержательно XIX век берет свое начало в 1789 году, то есть с Великой французской революции, и заканчивается в 1913 году. В свою очередь, XX век — не календарный, а исторический ХХ век — начинается в 1914 году, с Первой мировой войны, и продолжается до 1991 года, когда в мире произошли глобальные изменения, прежде всего объединение Германии в 1990 году и распад СССР в 1991-м. Такая хронология позволила Хобсбауму, а вслед за ним и многим другим историкам говорить о «длинном XIX столетии» и «коротком ХХ веке».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Используя материал учебника и дополнительную , составьте рассказ о жизни вагантов
В таком употреблении слова в понятие вагантов войдут такие социально разнородные и неопределённые группы, как французские жонглёры (jongleur, jogleor — от латинского joculator — «шутник»), немецкие шпильманы (Spielmann), английские менестрели (minstral — от латинского ministerialis — «слуга») и т. д. Однако обычно слово ваганты употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве исключительно, или во всяком случае преимущественно, латинским языком — международным сословным языком духовенства. Первыми вагантами и были клирики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой, как лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского.
Социальным составом этой группы определяются и формы и содержание поэзии вагантов. В формах своей лирической и дидактической поэзии ваганты тесно связаны картинами каролингской эпохи, в которой в разрозненном виде представлены все элементы вагантской формы (тоническое стихосложение, рифмы, лексика, стилистические украшения), а через неё — с латинской поэзией раннего христианства и античного мира. Для доброй лирики вагантов особенно велико значение Овидия(«Наука любви» и другие произведения).
Влияние античной поэзии сказывается не только в мифологических аксессуарах (Венера, Амур, Купидоны, иногда даже нимфы и сатиры), которыми ваганты любили украшать свои произведения, и в именах действующих лиц (Флора, Филлида и т. п.), они любят слушать песни птиц, но и в концепции любви и образе возлюбленной, совершенно лишённых столь типичных для куртуазной лирики реминисценций феодальных отношений (куртуазное служение даме) и проникнутых чисто земной радостью плотского наслаждения; характерно, что описание нагого тела (интересна мотивировка в одной из песен — подсмотренное купанье) более свойственно вагантской поэзии, чем лирике трубадуров и миннезингеров (см. Вальтер фон дер Фогельвейде).
Можно установить реминисценции античной поэзии и в описаниях и символике природы у вагантов, которые по яркости красок часто превосходят весенние зачины куртуазной лирики; с другой стороны, в символике природы у вагантов много совпадений с народной песней, бесспорно влиявшей на их поэзию. С мотивами любви в лирике вагантов соприкасается мотив вина и пьянства; из жанра застольных песен вагантов впоследствии сложились многочисленные студенческие песни: «Meum est propositum» (соч. «Архипииты» XII век), «Gaudeamus igitur», и другие.
Ваганты используют в своей сатире элементы религиозной литературы, — они пародируют её основные формы (видение, гимн, секвенция и т. д.), доходят до пародирования литургии и Евангелия.
Творчество вагантов анонимно. Среди известных имён: французский поэт Вальтер (Готье) Шатильонский (вторая половина XII века), написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis»; Примас Орлеанский (начало XII века); немецкий вагант, известный под своим прозвищем «Архипииты» (Archipoeta, вторая половина XII века) и некоторые другие.
Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XII—XIV вв. Среди них самый объёмный (содержит около 250 произведений) — «Ка́рмина Бура́на» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 в баварском монастыре Бенедиктбойерне (отсюда латинское название сборника). Музыка, на которую ваганты распевали свои стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась.