НИС «первой волны»[1][2]: Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань (их ещё называют «4 азиатских тигра» или «4 азиатских дракона»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику.
Новейшие индустриальные страны:
НИС «второй волны»[1][2]: Индия, Малайзия[3], Таиланд[3], Чили;
НИС «третьей волны»[2]: Индонезия[3], Турция;
НИС «четвертой волны»[2]: Иран, Филиппины[3].
Перспективные индустриальные страны из Группы одиннадцати[4]:
Нигерия, Египет, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам[3].
Существует две основные модели НИС:
Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок;
Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.
Общие черты новых и новейших индустриальных стран:
демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);
активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);
образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;
большое внимание уделяется образованию;
использование высоких технологий;
привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Краткое сообщение. тема: "перспективы развития сша в 21 веке."
Усилилась дифференциация в группе развивающихся стран. В документах международных организаций появился термин "развивающиеся рынки" (emerging markets). Темпы роста ВВП Китая, Индии, Бразилии позволяют этим странам войти в группу крупнейших мировых экономик.
Эти годы были свидетелями того, что процесс глобализации привел к формированию международной системы многомерной, многоуровневой взаимозависимости, основанной на механизмах кооперации, партнерства и конкуренции. Усложняются межстрановые функциональные взаимосвязи как на уровне субъектов транснационального капитала, так и между государственными ведомствами, вузами, не прибыльными организациями, группами интересов. При этом создается не только система хозяйственного взаимодействия, но и более сложная система транснациональных социальных взаимосвязей со своей логикой развития. Сложно переплетенная социальная глобальная сеть стимулирует трансформацию деятельности коммерческого и некоммерческого секторов, а также государства, не оставляя места для искусственного разделения экономики, политики, этики. Государства все теснее увязывают внутреннюю экономическую и внешнеэкономическую политику, экономическую политику и внешнюю политику.
США осознанно положили курс на глобализацию в основу своей стратегии XXI века. Этот выбор обусловлен объективными тенденциями развития. Экономика США благодаря своему потенциалу, емкости рынка и вовлеченности в мирохозяйственные связи становится важным сегментом глобализирующейся мировой экономики, а указанные связи - все более важным фактором роста и структурных изменений в национальной экономике. Это ведет, с одной стороны, к повышению качества жизни, с другой, - к усилению уязвимости в социальном плане и в более широком контексте национальной безопасности. Данные явления во многом предопределили сдвиги в государственной политике. Соединенные Штаты обладали преимущественными стартовыми возможностями и использовали весь блок технико-экономических, социальных, экологических, военно-политических факторов для укрепления своих лидирующих позиций по магистральным направлениям процесса глобализации. В условиях, когда все государства борются за привлечение капитала и финансовых ресурсов, за доступ к новейшим технологиям в мировой копилке знаний, США с их огромным экономическим потенциалом имеют возможности воздействия на партнеров.
США вошли в XXI век бесспорным лидером в экономическом и военно стратегическом плане и превратились в единственную сверхдержаву. Сильнейший импульс этому явлению дал крах СССР. "Миропорядок", казалось, стал "однополярным" (при всей спорности использования этого термина). Вместе с тем, эксперты указывают на то, что формируются политико-экономические предпосылки выстраивания новой иерархии государств. Этот процесс связан прежде всего с продолжающейся социально-хозяйственной глобализацией и ее неравномерным развитием.