Древнерусское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество суверенных земель – княжеств, и их число увеличивалось. К середине XIII в. Их было около 50. Древнерусское государство исчезало. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства был естественным. Европа также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать вывод: Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному. Здесь в перспективе могло возникнуть национальное государство, мог сформироваться единый народ. Однако этого не случилось. Развитие на территории Руси пошло иначе. Переломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал XIIIвек, о котором мы будем говорить позднее.Феодальная раздробленность - закономерный этап развития государства, новая форма организации государственности в условиях дальнейшего развития феодального производства В Древнерусском государстве господствовал феодальный производства, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. Наличие натурального хозяйства стало основой существования изолированных друг от друга областей. Многие древнерусские князья стремились выйти из-под власти киевского князя: местному боярству нужен был князь обеспечивать и оберегать их интересы. XII век – время расцвета русских городов – новых экономических, политических и культурных центров. Таким образом, не только натуральное хозяйство, но и развитие сельского хозяйства и ремесла, формирование феодальных усадеб и новых городских центров установлению новых политических форм и моделей развития средневекового общества на Руси.В XII века Древнерусское государства распалось на ряд самостоятельных феодальных княжеств, земель и уделов, а со временем дробление на более мелкие владения усилилось.Феодальная знать в местных центрах (Новгороде, Смоленске, Чернигове, Переславле и др.) смогла создавать свой государственный аппарат, вполне помимо великокняжеской власти защитить феодальные земли, прикрывать захват феодальными массами захваченных земель.Территория Древнерусского государства стала ареной междоусобных феодальных распрей, что прежде всего отразилось на положении народных масс, которое стало независимым.В период феодальной раздробленности на Руси формально продолжала существовать единая монархия с политическим центром сначала в Киеве, а затем во Владимире. Но политическая власть киевских князей потеряла свою значимость. Само место великого князя и его земли стали объектом борьбы между крупными феодалами.
Таким образом, в начале XII века Русь вступает в период так называемой феодальной раздробленности, причинами которой стали дальнейшее развитие феодальных отношений;усиление могущества верхушки феодалов;ослабление связи великокняжеской власти княжествами;падение экономического и политического значения Киева.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какая из тенденций - единство культуры или ее особенности в отдельных частях руси-преобладала в изучаемый период xi-xii вв. какие факты вашу точку
К моменту принятия христианства Русью христианская культура насчитывала не один век своего существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей Древней Руси.
Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI—XII вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописания. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.
Обращение к русскому искусству XII—XIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства — гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.
Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.
Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь воспроизводились.
Древнерусское искусство является частью средневекового христианского искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного, божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным, поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Мир средневековым художником и его современником воспринимался совсем не так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений требует еще и знания самого той системы ценностей и тех средств и образов выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.