Ка́менные ба́бы — менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70% среди половецких изваяний) женщин установленные в степях, а также родственные им каменные изображения в степях казахстана, алтая, монголии и тувы. по мнению советского искусствоведа а.а. фёдорова-давыдова, они издавна привлекали внимание людей и служили своеборазным символом господства кочевников над степью.[1] ставились на курганах древними , например, возможно скифами или половцами и другими. найдены в больших количествах в степной полосе россии , южной сибири , в азербайджане[2] , на востоке украины , в германии , средней азии и монголии . связаны с культом предков[2] .
Peshkov
15.11.2021
Корни этногенетических процессов необходимо искать в эпохе бронзы, когда казахстан населяли индоиранские племена. на смену им пришли племенные объединения саков, усуней, , гуннов, переходивших на тюркские языки. непосредственной этнической базой образования казахской народности стали раннесредневековые тюркские государства vi-xii веков – тюркский, тюргешский, карлукский каганаты, государства караханидов и огузов, кимакское и кипчакское ханства. в их рамках складывлся общий хозяйственный тип, культурная, языковая, бытовая близость. по сути дела, шел процесс интеграции многочисленных тюркских племен в единую общность. однако эти процессы были прерваны монгольским завоеванием. на некоторое время были нарушены культурные, связи, произошло смешение местных племен с пришлыми монголами. это к изменениям в антропологическом типе тюрков, хотя к значительным изменениям метисация не , наоборот, немногочисленные монголы были ассимилированы тюрками, приняли тюркские языки и обычаи. на базе укрепления феодальных отношений в послемонгольское время восстановились тенденции объединения родов и племен тюркского происхождения в народности. в этногенезе казахов значительную роль сыграли кипчаки, найманы, конраты, аргыны, кереи, дулаты, барласы и другие племена. причем основная их часть была автохтонного происхождения. процесс образования казахской народности завершился в xv-xvi веках. слово казак служило также для обозначения группы кочевников, отделившихся от своего правителя. таким коллетивом были кочевники государство абулхаира, ушедшие с жанибеком и кереем искать счастья в новых землях.