Археография — теория и практика издания письменных источников.
Археология — изучение по вещественным источникам исторического человечества.
Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.
Архонтология — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.
Бонистика — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.
Вексиллология (флаговедение) — изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.
Генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей.
Генетическая генеалогия — изучение родственных взаимосвязей путём использования методов генетики.
Геральдика (гербоведение) — изучение гербов, а также традиция и практика их использования.
Дипломатика — изучение исторических актов (юридических документов) .
Документоведение — комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.
Историческая география — наука на стыке истории и географии.
Историческая демография — наука о демографической истории человечества.
Историческая информатика — изучение возможностей использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.
Историческая метрология — изучение употреблявшихся в мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.
Источниковедение — изучение исторических источников.
Кодикология — изучение рукописных книг.
Нумизматика — изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
Ономастика — историко-лингвистическая дициплина, изучающая имена собственные и их происхождение; в частности, историческая антропонимика.
Палеография — изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.
Папирология — изучение текстов на папирусах, находимых преимущественно в Египте.
Публичная история — изучение бытования истории в публичной сфере и массовых практик репрезентации исторического знания.
Сфрагистика — изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.
Фалеристика — изучение наградных знаков отличия.
Хронология — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени.
Эортология — изучение церковных праздников.
Эпиграфика — изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)
Святки
Святочные дни особенно были любимы народом. Начинались они праздником Рождества Христова и заканчивались праздником Крещения Господня. К достойному празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского, или Филипповского. Канун праздника, называемый сочельником, проводился в особо строгом посте. В этот день не ели до первой звездочки. В красном углу под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чашка с отваренными зерна-ми пшеницы, политой медом, — «кутья». С первой звездочкой (воспоминания о той звезде, что возвестила волхвам о Рождении Христа), после молитвы ели «кутью», а за ней — самый скромный ужин.
Ночью, едва ударял колокол, вся казачья семья шла в храм. Но еще раньше шли «Христа славить». Мальчики пели молитвы и песни. Не принять «христославщиков» считалось большим грехом — всё равно, что не принять ангелов Божьих. (Боже избавь, в эти дни отказать в милостыни нищему или старцу!) Христославщиков наделяли пряниками, пирогами, конфетами, деньгами. Принимали их только до восхода солнца. На смену христославщикам вечером в первый день праздника приходили колядовщицы, которых также одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течение праздника устраивали посиделки с музыкой, играми, танцами.
Накануне Старого Нового года, 13 января, в щедрый вечер, варили вареники и ходили щедровать. Наряженные в костюмы и маски щедровщики ходили от дома к дому, поздравляя станичников с Новым годом, за что хозяева одаряли их разной снедью и деньгами. Вареники варили с творогом, а несколько делали с мукой, солью, монетой или пустыми. Достанется вареник с мукой — жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью — горькая, пустой вареник — пустая жизнь, с монетой — счастливая и долгая.
В полночь начинали гадать. Шли в хлев, вырывали шерсть у овцы: черная — жених чернявый, белая — блондин. Считали колья забора — если девятый и двадцать седьмой кол был в коре, то муж будет богатый, если голый — то бедняк.
Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня. В память того, что своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое — накануне праздника в храме. Второе великое водоосвящение совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. Шествие для освящения воды в водоемах называлось крестным ходом «на Иордань». На Дону во льду пробивали крест, а в центре креста делали отверстие и вбивали чоп. Когда священник заканчивал молебен и чоп вынимали из отверстия, то под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались, наполняли емкости, некоторые смельчаки купались в проруби.
К Рождеству, как и к Пасхе, тщательно готовились. Приводили в порядок дом. Обязательным украшением была рождественская елка, чья вечная зелень была символом обновляющейся жизни. В эти дни ходили друг к другу в гости, каждая хозяйка старалась блеснуть изобилием блюд. Для детей устраивали каталки на льду, молодежь развлекалась в кулачных боях.
Масленица
Масленицу на Дону любят и всегда празднуют . И накануне этого праздника все просят друг у друга прощение за невольные обиды,плохие поступки и пр., так как этот день считается ещё и Днём Прощения. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Для казаков масленица долгое время была и встречей Нового года: ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
С принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена: целую неделю народ веселится, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Акую корону носил царь верхнего египта? а) белую; б) синюю; в) красную. 2. для чего египтяне носили амулеты? а) для украшения; б) для защиты от злых духов; в) как сувенир. 3. из какого материала строили пирамиды? а) кирпич; б) мрамор; в) известняк. 4. почему золото в древнем египте стоило дешевле серебра? а) серебро считали более красивым материалом; б) серебро привозили из других стран, а золота было много в египте; в) золото олицетворяло бога солнца, поэтому было более доступно. 5. почему в древнеегипетских росписях часто встречается изображение лодки? а) рыбная ловля – излюбленное занятие египтян; б) декоративный элемент; в) мифологический образ. 6. «солдаты! сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид», - сказал знаменитый военачальник. кто? а) суворов; б) наполеон; в) нельсон. 7. кого охраняла аллея сфинксов? а) фараона; б) бога; в) жреца. 8. почему за тысячи лет со времени их постройки, пирамиды не утонули в песке? а) прочный ; б) естественное каменное основание – плато; в) божественной природе их хозяев. 9. какая женщина в египта была фараоном? а) нефертити; б) хатшепсут; в) нофрет. 10. размер фигуры фараона, по сравнению с размерами простого египтянина, в древнеегипетских изображениях… а) больше; б) меньше; в) одинаковые. древний восток. на чем писали жители междуречья? а) бумага; б) папирус; в) глина. 2. почему в двуречье храмы были подняты на высокую платформу? а) из-за наводнений; б) для красоты; в) для большей устойчивости. 3. почему в двуречье предпочитали мозаику настенным росписям? а) считали ее более нарядной; б) из-за влажного климата; в) более прочный материал. 4.зачем шумер, переезжавший на новое место жительства, забирал с собой дверь? а) своеобразный ритуал; б) дверь являлась священной; в) дерево ценилось дорого. 5. кто имел право подниматься на вершину зиккурата? а) раб; б) жрец; в) царь. 6. как вода достигала верхней террасы в висячих садах? а) с мотора; б) сады поливали из леек; в) воду качали рабы из евфрата. 7. какое самое оскорбительное слово для вавилонянина? а) предатель; б) вор; в) слабый. 8. почему войско персидского царя называли «бессмертным»? а) численность войска не менялась, на смену погибшего воина вставал другой; б) это образное понятие, показывает могущество войска царя; в) бог благословил это войско. 9. какой современный город находится на месте легендарного карфагена? а) тунис; б) бейрут; в) марсель. 10. как оказалось, что дворец ашшурбанипала сгорел, а библиотека сохранилась? а) вся библиотека была заранее вывезена; б) глина не горит; в) библиотека находилась в хорошо защищенном месте.
2-б
3-в
4-б
5-в
6-б
7-б
8-б
9-б
10-а
1-в
2-а
3-б
4-в
5-б
6-в
7-в
8-а
9-а
10-б