Восемнадцатое столетие в истории кыргызского народа характеризуется установлением тесных контактов с народами Средней Азии и Казахстана, возрастанием его роли в политической жизни Кокандского и Бухарского ханств, а также Восточного Туркестана. В это время происходит активная борьба кыргызского народа и остальных народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана сначала против Джунгарского ханства, а затем против захватнической политики Чина (Цина).
Джунгарское ханство играло в свое время большую роль в международных отношениях Средней и Центральной Азии. Экспансионистская политика джунгарских феодалов отрицательно сказалась на историческом развитии кыргызов в XVII – середине XVIII в. Временно оттесненные со своих северных территорий в Ферганскую долину, северокыргызские племена совместно с южнокыргызскими племенами и другими народами Средней Азии не прекратили борьбы и не порвали связей с оставшимися в Семиречье и в Восточном Туркестане отдельными племенами.
Вплоть до XVIII в. население Восточного Туркестана имело тесные политические, экономические и культурные связи с этнически родственными ему среднеазиатскими народами, а кыргызы к тому же, по заключению Ч. Валиханова, являлись даже «старожилами Восточного Туркестана». (Валиханов Ч. Ч. Собр. соч., т. I. Алма-Ата, 1961, с. 350.)
В кокандских хрониках «Мунтахаб ат-Таварих» и «Тарих-и Шахрохи» сообщается о признании кокандским правителем временной зависимости от джунгар, правда, длившейся очень недолго и носившей скорее номинальный характер. (Материалы по истории киргизов и Киргизии, вып. I, М., 1973, с. 232-233.) В это время кыргызы не согласились признать даже номинально власть джунгар. Тогда джунгары послали против них значительное войско под начальством зайсана Доржи. Весь кыргызский народ поднялся на борьбу, и в 1748 г. войско джунгар было разбито. (Ромодин В. А. и Кондратьев А. А. Опыт сопоставления сведений из китайских, кокандских и русских источников по истории киргизов. «Советское востоковедение», 1958, № 4.) По показанию бухарца А. Хозикельды, весной следующего года джунгарский хан (которым стал после смерти Галдан-Церена его средний сын Аджахан) направил еще большее войско, во главе которого поставил своего брата Лама-Доржи. И на этот раз поход оказался безуспешным. Кыргызы упорно отстаивали свою независимость. (Против маоистских фальсификаций истории Киргизии. «Кыргызстан», Ф., 1981, с.42.)
Поэтому организацию Кокандского отпора джунгарским феодалам в Фергане в середине XVIII в. можно расценивать как крупный политический успех кыргызов и всего Кокандского ханства, приведший к сохранению независимости этого района Средней Азии. Именно в связи с непрекращавшейся борьбой кыргызского народа против ойратов китайские источники, относящиеся к 1778 г., отмечали: «Бурут есть название народа, обитавшего между Аньцзичжаном (Андижаном) и Кашгаром. Земли его обширны и многолюдны. Владельцы их называются бий… Каждый бий владеет своей землёю, имеет своих подданных. Они все равносильны и не зависят друг от друга… Даже чжуньгары (джунгары) во время своего могущества не могли покорить их под свою власть». (Бичурин Н. Я. (Иакинф). Описание Чжуньгарии.., с. 147-148.)
Кыргызы в середине XVIII столетия сумели одержать ряд довольно внушительных побед над могущественным в то время Джунгарским ханством. (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 478.)
торжение персидских войск на территорию Казахстана
Саки имели связи с соседними народами, государствами и принимали участие во многих исторических событиях периода раннего железного века.
Греческий историк Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. Персидские цари заключали союз с саками и прибегали к их во время войны с индийским царем Крезом.
В VI в. до н.э. против саков выступил царь ахеменидов Кир, подчинивший до саков себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и непобедимым. Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам царь Кир был убит. Геродот так рассказывает о борьбе персов с саками: «…Покорив Азию и подчинив своей власти весь Восток, Кир пошел войной на скифов. У скифов в то время была царица Томирис. Жестокий царь Кир, завоевавший многие страны, предложил царице сакского государства Томирис (Тумар) выйти за него замуж. Таким образом, он хотел подчинить себе ее народ. Царь Кир, стоя на берегу реки Амударьи, называвшейся в то время Араке, получил от царицы Томирис ответ: "Возвращайся назад, я не могу принять твое предложение. Не могу позорить свой народ". Разгневанный царь Кир решил перейти реку, построив через нее мост. Томирис предложила, не строя мост, перейти на другой берег: "Я со своим войском буду ожидать, отступив на расстояние трехдневного пути".
Она дала возможность врагам переправиться через реку, считая, что ей легче сражаться в пределах своего собственного царства, а врагам труднее будет бегством через реку. Кир разбил лагерь. На следующий день, притворившись испуганным, покинул лагерь. В лагере оставил много вина и еды. Узнав об этом, Томирис послала своего единственного сына с частью войска преследовать врагов. Кир ночью напал на бес врагов и перебил их вместе с сыном царицы. Потеряв такое войско и сына, Томирис не в слезах излила горе о своей потере, а искала утешения в отмщении. Она, вместе с оставшимся войском, обратилась в бегство, заманила Кира в ущелье, предварительно устроив в горах засаду. Там она уничтожила все войско персов вместе с самим царем. Не оставила даже вестника, который сообщил бы персам о таком страшном поражении. Царица приказала бросить отрезан ную голову Кира в бурдюк, наполненный человеческой кровью и такими словами осудила его жестокость: "Насыться же теперь, – сказала она, –кровью, которую ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться".
Объяснение:
Вот
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сколько лет назад был разрушен город ниневия?