Я́ков Ви́лимович Брюс (англ. Jacob (James) Daniel Bruce, 1669(1669), Москва — 19 апреля (30 апреля) 1735, Московская провинция, усадьба Глинки, ныне в черте города Лосино-Петровский) — российский государственный деятель, военный, инженер и учёный, один из ближайших сподвижников Петра I. Умелый полководец, генерал-фельдмаршал (1726), создатель российской артиллерии, граф (1721).[1]
Биография
Представитель знатного шотландского рода Брюсов, младший брат Романа Вилимовича Брюса, первого обер-коменданта Санкт-Петербурга. Предки Я. Брюса с 1647 года жили в России.
Участвовал в Крымских (1687, 1689) и в Азовских (1695, 1696) походах Петра I, участвовал в становлении русской артиллерии во время Северной войны, за командование русской артиллерией в Полтавской битве 1709 года был удостоен ордена Андрея Первозванного.
В 1714 году обвинён в хищении казны и освобождён от наказания личным указанием Петра I. В 1716 году привлечён к составлению воинского артикула, а с 1717 года он назначен сенатором и президентом Берг- и Мануфактур-коллегий.
В 1721 году Брюс получил титул графа Российской империи. 30 августа 1725 года награжден орденом Св. Александра Невского.
28 января (8 февраля) 1725) умер император Пётр I. Уже после его кончины, в 1726 году, стал генералом-фельдмаршалом и ушел в отставку, посвятив себя полностью научной деятельности. Он поселился в любимом своём поместье Глинки в сорока с небольшим верстах от Москвы (ныне в черте города Лосино-Петровский), при впадении реки Воря в Клязьму.
В 1732 году получил в собственность расположенные близ Москвы «село Перово с деревней Тетеревниковкою»[2].
Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, и владел крупнейшей библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов, почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием. Он составил: русско-голландский и голландско-русский словари, первый русский учебник по геометрии. В 1696 году им была составлена «Карта земель от Москвы до Малой Азии». А в 1702 открыл первую в России обсерваторию при Навигацкой школе (был ее директором) в Москве. Школа помещалась в Сухаревой башне, построенной в 1695 и сильно контрастировавшей с архитектурой патриархальной Москвы. Возможно, именно поэтому народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея.
Яков свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьёзных вещей» был единственным в своём роде в России и после смерти Брюса влился в кунсткамеру Академии наук.
Участвовал в закладке Санкт-Петербурга 16 мая 1703 г. Подписал Ништадтский мир.
Является автором зодиакальной радиально-кольцевой планировки Москвы.
Участвовал в издании справочно-астрологического «Брюсова календаря» (1709-1715). Вопреки распространённому мнению, Брюс не был ни автором, ни составителем этого знаменитого издания, его участие ограничилось общей цензурой. Бо́льшая часть текста календаря написана издателем Василием Киприяновым.[1] Впоследствии в России было издано немало поддельных «Брюсовых календарей».
Яков Брюс скончался 19 апреля (30 апреля) 1735. Так как он был бездетен, почти всё его имущество перешло к племяннику — генерал-поручику Александру Романовичу Брюсу, сыну первого обер-коменданта Петербурга Роберта Брюса, крестнику Александра Меншикова. На месте его кончины (недалеко от станции Монино) находится Дом-музей Я. В. Брюса.
Система государственного управления эпохи Московской Руси была крайне бюрократизирована. Если на момент её создания при Иване III приказов (или "изб") было немного, всего 7, то к наступлению эпохи первых Романовых их число возросло до нескольких десятков (особенно интенсивно шла бюрократизация при Алексее Михайловиче). Количество чиновников, именовавшихся судьями, дьяками и подьячими, в приказах постоянно возрастало. Юрисдикции многих приказов пересекались, и, соответственно, росло количество учреждений, которые нужно было миновать каждой официальной бумаге. Поэтому система приказов сильно задерживала развитие России, и была ликвидирована в ходе реформ Петра I.
В каждом приказе имелось несколько рангов чиновников, которые назывались судьи, дьяки и подьячие. Судьи были чиновниками высшего ранга, главные судьи набирались из бояр и знатных дворян, прочие же - из выслужившихся дьяков. Судьи имели полномочия принимать решения, в то время, как дьяки и подьячие занимались бумажной работой.
По мере роста количества приказов часто оказывалось, что их юрисдикции становятся крайне размыты, в ведомство приказов попадали дела вне их официальной, обозначенной в названии, юрисдикции. Поэтому приказная система была крайне запутанной и сложной.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Территория проживания народа в 17 веке