ответ: у 1906 році
Объяснение: плідну викладацьку та наукову діяльність, вчений не полишав своїх українофільських симпатій, найбільш яскравим проявом яких стала прочитана ним у 1906 році лекція українською мовою. Це викликало великий резонанс серед української національно налаштованої інтелігенції. На лекції був присутній ректор університету, видатний історик Д. І. Багалій, він писав, що лекція справила сильне враження як своїм змістом, так і формою викладу матеріалу. Микола Сумцов отримував багато листів з подяками за мужність та побажаннями продовжити викладання українською. Наприклад, видатний український драматург та актор Марко Кропивницький писав йому: «Не можу переказати Вам тієї втіхи, якою сповнилось старе серце, коли ми прочитали, що Ви промовляли лекцію рідною мовою... Дай Господь Вам здоров’я, віку і снаги на розширення занедбаної мови, котра тліла довгі віки іскоркою манюсенькою!». Схвальні листи М. Ф. Сумцову писали й студенти-українці з Києва, Москви, Дерпта (сучасний Тарту, Естонія).
Про початок викладання українською мовою у Харківському університеті повідомила львівська преса. І хоча влада швидко заборонила читання лекцій українською мовою, почин Миколи Сумцова мав велике значення: він наочно продемонстрував, що українська мова годиться не лише для красного письменництва, нею можна висловлювати і складні наукові ідеї.
В эпоху царей и ранней Республики армия напоминала вооруженные силы грецких полисов. Её основу составляли граждане Рима, то есть взрослые мужчины, которые владели земельными наделами. Это войско было не проффесиональным, воины собирались только на момент военных действий.
Во второй половине 4 ст. до н.е военный и политический деятель Камилл, постановил, что воин за службу в легионе должен получать плату, за счёт которой Рим выдавал ему снаряжение, оружие и питание. В этот период римское войско составлялось из двух армий, каждая из которых имела два легиона. Во главе с армией стоял консул.
В 107 году до н.э полководец и политический деятель Гай Марий провел военную реформу. Дело в том, что военная служба была не выгодной. Основной доход большинство римских граждан имели от земледелия, а служба только забирала время. Поэтому Марий начал набирать в войско всех независимо от имущественного положения и происхождения. Воины получали плату, а так-же полностью обеспечивались оборудованием и питанием,. Теперь бедный человек мог улучшить свою жизнь благодаря службе. Но основным доходом легионера была военная добыча. поэтому они хотели новых военных походов. После 16 лет службы воин ставал ветеранов и мог получить надел земли. В результате реформы было изменено структуру войска. основной боевой единицей оставался легион, легион делился на десять когорт, когорта состояла из троих манипул, манипула из двох центурий. В легионе теперь было 5-6 т. особ. Каждый легион имел свои отличия, номер и название. Была строгая дисциплина. Существовала денимация - казнь каждого десятого воина за потерю флага, дезертирство или бунт.
Завершальный этап был благодаря Гнею Помпею и Юлию Цезарю. Цезарь изменил принципы набора в легионы, легион опять уменьшился до 4,5 тыс. особ. Но в его состав входила кавалерия, а так же , катапульты, т.д.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Крещение руси и принятия христианства + и - заранее ✨
Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.
Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела.
В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.
Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.
Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.
Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.
Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.
Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.