Переход украинских земель под власть Российской империи значительно ухудшил образовательный уровень украинский. Во времена Гетманщины одна школа приходилась в среднем на 700-800 жителей. Воздерживались они счет местного населения. Под имперской властью школы массово закрывались, потому крестьяне-крипаки совсем обнищали, а правительство ими не занимался.
С 1803 г. в Приднепровье стали рас новую общеимперскую систему образования. Устанавливались такие типы общеобразовательных учебных заведений: начальные приходские училища, уездные училища и гимназии. Официально закреплялся сословный характер права получение образования. Приходские училища предназначались для детей «низших сословий» и учили в них только закону Божьему, арифметике и грамоте. Уездные училища предназначались для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». В гимназиях учились дети дворян, чиновников, богатых купцов. По содержанию новая система образования была направлена на воспитание «верноподданных» в проимперскими стиле. В 1850 г. во всех начальных школах Приднепровья обучалось всего 67 тыс. учеников. Подавляющее большинство населения оставалась неграмотной.
Развитие школьного образования в Приднепровской Украины по правительственным данным за 1856
Посудите: Проанализируйте приведенные цифры. Сделайте выводы, как повлияло имперское господство на положение в сфере образования. (На территории семи полков Гетманщины в 17401747 годах было 866 школ)
Среднее образование давали гимназии, обучение в которых было платным. По окончании четырех классов гимназии выпускники получали право на поступление в университет или на государственной службе. Специальным имперским распоряжением было запрещено принимать в гимназии и вузов выходцев из крепостных крестьян. В течение первой половины XIX в. в Приднепровье было открыто 19 гимназий с 4 тыс. учеников.
Особый характер имела система образования на Правобережье. Остерегаясь недовольство шляхты, имперский правительство не вмешивался в деятельность местных польских школ. Образованием украинских крестьян поляки вообще не интересовались. Обучение в школах осуществлялось в пропольской патриотическом духе. Ситуация в крае изменилась после подавления польского восстания 1831 г. Русификация системы образования стала составной приведения Правобережья в соответствии с других губерний империи.
В начале XIX в. в Приднепровской Украины появились первые профессиональные школы - ремесленные училища, фельдшерские школы, училища торгового мореплавания, садоводства, виноделия, пчеловодства и т.д. Появление их было вызвано потребностями экономического развития, но в целом их не хватало.
Единственным высшим внесословной учебным заведением на украинских землях в начале XIX в. оставалась Киево-Могилянская академия. Имперское правительство в 1817 г. специальным решением ликвидировал ее и создал вместо нее Духовную академию, где получали исключительно богословское образование дети духовенства.
Представители украинской элиты протяжении длительного времени вели борьбу за открытие в Приднепровье университета. В 1805 г., как уже отмечалось, в Харькове был открыт университет, состоявший из словесного (историко-филологического), юридического, математического и медицинского факультетов. В течение 1805-1851 гг в нем получили высшее образование 2800 человек.
В 1834 г. было открыто Киевский университет, имевший философский и юридический. Контингент студентов университета постепенно менялся: сначала преобладала польская шляхта, затем - украинское и российское дворянство, а с 60-х гг - украинским молодежь из разных социальных слоев.
Промежуточное звено между средними и вузами составляли лицеи, которые в своем девятилетнем курсе сочетали гимназическое и университетское программы: Волынский лицей в Кременце (1805 г.), Ришельевский лицей в Одессе (1818 г.), гимназия высших наук в Нежине (1820 г.). Создаваемые с разрешения российского правительства в Приднепровье средние и высшие учебные заведения готовили по его замыслу кадры для пополнения имперской администрации разного уровня. Возможность получить образование зависела от состоятельности человека, а потому она была доступна выходцам из привилегированных сословий. Украинский язык использовать в учебных заведениях было запрещено.
Объяснение:
Ілля Мечников — викладач Новоросійського університету в Одесі. Заснував разом із мікробіологом Миколою Гамалією першу в країні й другу у світі бактеріологічну станцію. Творець учення про імунітет. Микола Бекетов — професор Харківського університету, який створив при фізико-математичному факультеті фізико-хімічне відділення та лабораторію фізичної хімії. Один із засновників нової науки — фізичної хімії. Д.Заболотний і В.Високович зробили вагомий внесок у вивчення та лікування важких інфекційних захворювань. З Україною пов'язаний значний період життя основоположника військово-польової хірургії М.І.Пирогова. Тут він намагався зробити більш демократичною систему освіти, став опікуном навчального округу в Одесі, потім у Києві. Крім того, слід назвати геніального українського винахідника М.Кибальчича, який вже в ті часи запропонував ідею літального апарата (ракети) для польоту в космос (його іменем вже в ХХ ст. названо кратер на Місяці). В проекті Кибальчич обґрунтував вибір робочого тіла і джерела енергії апарата, висунув ідею про можливість застосування броньованого пороху для реактивного двигуна і про необхідність забезпечення програмованого режиму горіння пороху, розробив пристрої для подачі палива і регулювання запалювання. Подачу порохових шашок в камеру згорання Кибальчич планував забезпечувати за до автоматичних годинникових механізмів. Досліджуючи питання щодо стійкості польоту, Кибальчич зазначив, що стабілізація апарата може проводитися як відповідним розподілом мас, так і за до крил-стабілізаторів. В проекті досліджене питання про гальмування апарата при спуску. В кінці пояснювальної записки Кибальчич виказав думку про те, що успіх у вирішенні проблеми залежить від вибору співвідношення між масою корисного вантажу, габаритами порохових шашок і геометричними розмірами камери згорання двигунів.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Чем была обусловлена необходимость проведения реформ в разных сферах жизни россии
Введение1. Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности1.1 Биография Александра II1.2 Внешняя политика Александра II1.3 Предпосылки реформаторской деятельности во внутренней политике Александра II2. Реформаторская деятельность Александра II2.1 Проведение и суть крестьянской реформы 1861 г.2.2 Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть2.3 Судебная реформа 1864 г. и формирование принципов буржуазного судопроизводства2.4 Военная реформа Александра IIЗаключениеСписок использованных источников
Введение
Важность теоретического осмысления исторического опыта деятельности Александра II и его реформ в России обусловлена необходимостью учитывать его в процессе становления и развития современной системы управления государством. История проведения Александром II крестьянской реформы, местного самоуправления и судебной реформы в России представляет собой одну из наиболее сложных и интересных тем.Несмотря на тот факт, что середина XIX века - уже довольно далекое от нас время, и в течение полутора веков Россия неоднократно меняла вектор политической и правовой направленности, тема реформаторской деятельности Александра II в начале XXI века опять приобрела многие признаки актуальности.В соответствии с заявленной актуальностью, целью курсовой работы является рассмотрение предпосылок и хода проведения Александром II буржуазных реформ в России в XIX в., а также их итоги и уроки для России.В соответствии с заявленной целью курсовой работы, в ней решаются следующие задачи:- проанализировать биографию и деятельность Александра II в управлении государством;- рассмотреть победы и поражения во внешней политике Александра II;- определить предпосылки реформаторской деятельности Александра II во внутренней политики России;- рассмотреть крестьянскую реформу; проанализировать ход проведения земской и городской реформ и их основные положения; рассмотреть принципы проводимой в XIX в. Судебной реформы, ее влияние на изменение правового статуса различных слоев общества; выявить общие итоги и уроки для России по каждой из проводимых реформ и обобщить их в единый вывод.1. Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности