Жителю Венеции Марко Поло (1254-1324) было всего семнадцать лет, когда он в 1271 г. вместе с отцом, по имени Никколо, и дядей Маттео — венецианскими купцами поднялся на палубу корабля и отправился в путь путешествовать. Венецианцы направлялись в Китай.
Сначала они морем путешествовали по Анатолии, то есть до полуострова Малая Азия (ныне в Турции). Затем по суше, преодолевая перевалы через Армянское нагорье, пересекли Месопотамию, Иранское нагорье, горную страну Памир, принадлежащую сегодня Таджикистану. Пройдя через пустыни Западного и Восточного Туркестана (ныне — Синьцзян), путешественники — после трех с половиной лет пути! — добрались наконец до дворца великого хана. В то время, когда Марко Поло странствовал по Азии, Китай называли Катаем, а столица Катая Пекин носила название Ханбалык.
В 1295 г. Марко Поло простился с двором великого хана и отправился в путешествии обратно, в родную Венецию. По некоторым сведениям, едва успев вернуться на родину, путешественник в 1298 г. принял участие в войне с Генуей, во время которой генуэзцы захватили Марко Поло в плен. В тюрьме он поведал историю своих удивительных приключений товарищу по несчастью, заключенному Рустикелло (Рустичано), происходившему из Пизы. Пизанец записал рассказы Марко Поло и составил «Книгу о разнообразии мира», которая пользовалась большим успехом в Европе. Зато сочинение значительно расширило познания европейцев об Азиатском материке, пробудив у них интерес к географии и путешествиям.
Вів боротьбу з феодальними міжусобицями, викликаними прагненнями галицької боярської верхівки та Чернігово-Сіверського і Київського князів не допустити зміцнення влади Данила Романовича і брата Василька в Галицько-Волинському князівстві. Опирався на підтримку дрібних і середніх служивих феодалів та міщан, зацікавлених у зміцненні княжої влади.
Винятково здібний правитель; об'єднав на певний час західноукраїнські землі. Реформував військо, створивши важко озброєну піхоту з селян, приборкав боярство.
Проводив активну прозахідну політику. Під його владою поширювалися західноєвропейські культурні впливи, прищеплювалися відповідні державні адміністративні форми, зокрема в житті міст. Побудував ряд нових міст (Холм, Львів тощо), переніс столицю з Галича — міста боярських заколотів — до Холму.
Для зміцнення міжнародного авторитету держави 1246 року заснував у Галичі церковну православну митрополію, що перебрала на себе функції загальноруської. Митрополитом було призначено одного з подвижників князя — печатника Кирила.
1264 року король занедужав і помер у Холмі, де був похований у церкві святої Богородиці, яку збудували за його життя. Літописець, оплакуючи його смерть, назвав його «другим по Соломоні».
Зміцнення великокняжої влади у Волинсько-Галицкому князівстві за часів Данила було тимчасовим явищем. За правління його наступників відновилися тенденції до феодальної роздрібленості, які провокувала боярська верхівка.
Галицько-Волинська держава, проіснувавши понад століття, поширила свою владу на більшість земель нинішньої України. Грушевський вважав це державне утворення найбезпосереднішим спадкоємцем Київської Русі. Своїм успіхам і життєздатності воно завдячувало видатній особистості короля Данила. Після падіння ГВК правонаступниками Київської Русі заявили себе Велике князівство Литовське, а потім і Московська держава.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. что общего в духовной культуре гунов кангюев усуней и сарматов? 2. что различного? 3. какой вывод можно сделать? 4. что такое войеная демократия?
Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали яркие и выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранних кочевников является юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами. Внутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния владельца. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот.
Таким образом, несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы I тысячелетия до нашей эры были в основной массе кочевыми скотоводами. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок - поселений. Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу у усуней, городища Актобе, Кокмардан и другие у кангюев.
Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии. По его словам, она была подобна «обширнейшему городу» - «площадь дворца опоясывалась громадной оградой, ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам» .
Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын» : Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.
На территории расселения кангюев и усуней обнаруживается высокоразвитое гончарное дело.
В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг.
Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль) . В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.
Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.