Абсолютизм — государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в Новое время[1], при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности (в конституционных государствах).
Термин абсолютная монархия, понимаемая как неограниченная власть государя, имеет более широкое значение, однако термин абсолютизм совпадает по значению с термином абсолютная монархия, понимаемом в узком, строго научном смысле[1].
Абсолютизм, который пришёл на смену сословной монархии, был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.
Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий»[1]. В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время рас точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма ряд экономических, социальных и культурных процессов.
Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (в связи с чем возникла потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией)[1].
Государственный абсолютизм в смысле централизации существовал, например, во Франции как при конституционной монархии Луи-Филиппа, так и при военном деспотизме Наполеона I и Наполеона III.
абразование Казанского ханства было результатом тех процессов ослабления Золотой Орды, которые последовали в конце XIV в. после сильного военного и внешнеполитического давления на Орду вначале ее западного соседа - Московского государства (Куликовская битва, 1380), а затем в 389-1395 гг. и восточного - державы Тамерлана, совершенно разгромившего Золотую Орду и разорившего ее столицу Сарай-Берке.
Военный разгром был усугублен развитием на рубеже XIV-XV веков глубоких противоречий в Орде, выразившихся в ожесточенной борьбе за власть между Тохтамышем - с одной стороны, и ханом Заволжской Орды Тимур-Кутлу, поддержанным сибирским ханом Шадибеком, - с другой. Поле смерти Тохтамыша (1406х) борьба между наследниками этих двух династических ветвей резко обострилась.
Вначале на престол Золотой Орды вступили сыновья Тохтамыша, но все они правили очень недолго. Наиболее заметным из них был Джелял-эддин, который 2-й раз правил с 1411 года (1-й раз в 1407 г.), когда он совершил переворот, свергнув при литовского князя Витовта своего соперника, сына хана Тимура-Кутлу.
Джелял-эддину удалось восстановить господство татар над Россией и заставить Василия I Дмитриевича c 1412 г. вновь платить дань Золотой Орде. Сын Джелял-эддина, Улу-Мухаммед, вступивший (в 5-й раз) на престол в 1428 г. также поддерживал суверенитет Орды на Россией, однако в 1437 году в ханы был возведен Кичи-Мухаммед, внук соперника Тохтамыша - хана Тимур-Кутлу. Тем самым престол Золотой Орды был с тех пор окончательно закрыт для потомков Тохтамыша.
Однако Улу-Мухаммеду удалось договориться с новым ханом Золотой Орды о выделении ему периферийного западного улуса - Крымских земель, куда он и удалился, став тем самым основателем нового Крымского ханства. Правда, пребывание его в этом новом качестве в Крыму было крайне недолгим, поскольку он сразу же не поладил с местной феодальной верхушкой - крымскими мурзами протурецкой ориентации, а потому был изгнан ими из Крыма в 1437 году.
Уйдя оттуда, однако, не с пустыми руками, а во главе 3-тысячного войска, Улу-Мухаммед вторгся в пределы Русского государства, заняв г.Белев в Заокской Московии, пытаясь обосноваться со своими людьми на слабозаселенных землях между собственно Московскими и Крымскими владениями. Посланное великим князем Московским войско, которому был поручено изгнать Улу-Мухаммеда из пределов Московского государства, хан 5 декабря 1437 г. разбил наголову в т.н. Белевской битве и тем самым продемонстрировал и свою военную силу, и незаурядное полководческое искусство.
Двигаясь далее на восток по заокским окраинам московских земель, Улу-Мухаммед, пройдя верховьями рек Дона, Воронежа, Цны, Хопра, вышел к Суре и затем к Волге в районе южнее Казани, решив отторгнуть расположенные по Средней Волге, в Засурье те владения Золотой Орды, которые граничили с Московским Великим княжеством.
Своей столицей Улу-Мухаммед сделал Казань, возникшую еще в середине XIII в. (ок. 1261 г., по другим сведениям почти на 100 лет раньше), и ставшую к тому времени значительным торговым центром Поволжья, несмотря на то, что город подвергался частым раззорениям, в том числе и русскими отрядами (1399). В.В.Похлебкин указывает, что Улу-Мухаммед перенес Казань на новое место на р.Казанке, в 5 км от ее устья, однако другие исследователи считают, что на новом месте уже существовал город, центр небольшого удела (подробнее см. ниже раздел "Казань").
Таким образом, в 1437-1438 гг. возникло отпочковавшееся от Золотой Орды новое татарское ханство, получившее название Казанского. С этих пор Нижневолжская часть бывшей Золотой Орды стала называться Сарайской Ор0дой (в отличие от Большой Орды, претендовавшей на политическое наследие Золотой Орды) и все более утрачивать свое значение, пока не растворилась в составе нового татарского государства - Астраханского ханства (1480).
Объяснение:вот как то так
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему первые христиане вынуждены были собираться тайна? что в их взглядах и деятельности могло не нравиться властям римской империи?