andrey00713
?>

выскажите суждение, какое место занимали идеи просвещенного абсолютизма в государственной политике

История

Ответы

kseniay2006548

Вопросу политики просвещенного абсолютизма Екатерины II уделено немалое внимание в советской, начиная со второй половины XX в., и современной отечественной историографии. Однако обобщающей историографической работы по теме на сегодняшний день нет. В силу господствовавших в советский период идеологических установок в науке преобладал определенный взгляд на исторические события и явления, в частности на политику просвещенного абсолютизма Екатерины II. Постсоветская наука во многом пересматривает взгляды своих предшественников. Сравнение точек зрения на просвещенный абсолютизм Екатерины, советских и современных исследователей позволит выявить общие закономерности изучения вопроса в указанные периоды, выявить характерные черты советской и постсоветской исторической науки.

Вопрос заимствования политических и иных иностранных идей в России актуален и сегодня в условиях происходящих политических и общественных перемен. Объективная оценка практики реализации на российской почве реформ по западному образцу позволит сформировать правильное представление о целях, путях и возможных результатах преобразований.

Отечественная советская и современная историческая наука не выработала однозначной оценки просвещенного абсолютизма Екатерины Великой. Целью данной статьи является определение основных позиций, оценок отечественных исследователей характера восприятия и реализации на практике теории просвещенного абсолютизма императрицей Екатериной II, а также выявление схожих и различных черт во взглядах на эту проблему в советской и современной историографии. Сравнение точек зрения советских и современных исследователей позволяет определить наиболее обоснованные выводы ученых по различным вопросам в рамках темы.

Большинство рассматриваемых вопросов в пределах изучения просвещенного абсолютизма Екатерины II являются дискуссионными. В исследова-

тельской литературе представлен широкий диапазон оценок политики императрицы и в связи с политикой просвещенного абсолютизма, рецепции ею идей французского Просвещения. Различным трактовкам подлежат вопросы о степени влияния французской просветительской мысли на императрицу, причинах и характере политики просвещенного абсолютизма, ее содержании и итогах. В рамках отношения императрицы к этой теории в основном рассматривается рецепция ею политических идей Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо.

Одной из наиболее значимых является проблема отношения императрицы к просветительной философии, истинности ее приверженности идее просвещенного монарха. Исследователи чаще всего готовы признать прогрессивный характер политики просвещенного абсолютизма в области уголовного права, просвещения, экономики, однако своеобразной «проверкой», принципом, по которому прослеживалась «истинность» политики просвещенного абсолютизма, является социальный вопрос. Политика Екатерины II, характерная усилением закрепощения крестьян, являлась основанием для отрицания ее просвещенного характера. Более всего это справедливо для советской историографии.

gurina50

Екатерина II пришла к власти в то время, когда в Европе наступала эпоха Просвещения с ее верой в благодатную роль Разума, Науки, с критикой феодальных и церковных устоев, с надеждой на просвещенных монархов. Все шире распространялись понятия правового государства и граж­данского общества, где права человека на жизнь, частную собственность, свободу слова и передвижения защищались иконами и где все граждане были равны перед законом. Лозунг приближающейся Великой французской револю­ции «Свобода, равенство, братство* уже витал в воздухе. М|юсвещенная часть европейского общества стремилась искоренить прогнившие черты абсолютистских режимов, по без революционных потрясений. Бунт черни был стра­шен верхам общества. Смысл просвещенного абсолютизма включался для них в том, что именно монарх должен про­нести реформы, убрать с дороги прогресса все, что мешало Развитию рыночных отношений, подъему науки и техники.

Новые явления в европейской жизни не мимо русского двора. Екатерина II являлась вполне человеком своего времени. По ее мнению, именно ей, образованной, широкомыслящей самодержавной правительнице, пред­стояло перевести страну на современные цивилизацион-ные рельсы. Это означало, что в России должны появиться новые законы, обязательные для всего населения, управ­ление страной должно быть разумным и гибким, корруп­ция и казнокрадство — искоренены. Екатерина II была первым русским монархом, который поставил перед обществом вопрос об ограничении крепостной неволи,

И все же ей были глубоко чужды идеалы парламент­ских государств. Это объяснялось тем, что Россия находи­лась лишь в начале цивилизационного буржуазного пути. Здесь было сильное дворянство, которое черпало свою мощь в феодальной земельной собственности, крепостном труде крестьян, в многочисленных привилегиях.

Крепостное право являлось основой всей экономики страны по объективным причинам. Государство имело лишь одну возможность для получения постоянных средств — это режим крепостного права. Включить в по­датные сословия свою главную опору — князей и бояр, дворянство и духовенство — феодальные монархи не мог­ли и не хотели. Они были плоть от плоти этих сословий.

Поэтому правление Екатерины II отмечено глубоко противоречивой борьбой между идеалами просвещенного абсолютизма и суровой российской реальностью.

Правительство Екатерины продолжило наступление на права крестьян. При Елизавете Петровне помещичьим крестьянам запрещено было жаловаться властям на своих господ. При новом правлении стало возможно ссылать их за это в Сибирь, а позднее — отдавать в каторжные работы. При Елизавете Салтычиху за истязания крестьян посади­ли в тюрьму, теперь же дворяне-садисты отделывались лишь церковным покаянием. Крепостным крестьянам за­претили вступать в монашество, их можно было продавать без земли, оптом и в розницу. Страшные рынки крепост­ных невольников утвердились в России именно со времен Екатерины II.

Озабоченная своим положением узурпаторши трона, Екатерина II старалась создать на Западе впечатление гу­манной и просвещенной государыни. Она вступила в пе­реписку с Вольтером, которого называла своим учителем, с Дидро и другими выдающимися умами

Европы, объяви­ла себя их последовательницей. На деле же императрица на первых порах всячески укрепляла и расширяла крепост­нический абсолютистский режим.

Volodka

Объяснение:Сословие казаков представляло собой вольных земледельцев-поселенцев, которые осваивали территории за южными рубежами Руси и Литвы. Среди них было много беглых крестьян, которые искали вольной жизни без феодалов. По сути, казачество появилось самопроизвольно, из людей, мигрировавших на свободные, но опасные земли в поисках свободной жизни. Далее уже князья и цари договаривались с казаками, покупали их услуги, пытались их склонить к государственной службе, но казаки не желали расставаться со своими привилегиями, и договориться с ними было нелегко. Казачьи восстания были регулярными явлениями, казаки долго сохраняли элементы военной демократии. Последние остатки казачьей вольницы были ликвидированы только в конце XVIII века. По мере того, как в России осваивались новые земли, первыми, кто поселялся там, были казаки. Так появились сибирские казаки, дальневосточные, семиреченские.

Ответить на вопрос

Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:

выскажите суждение, какое место занимали идеи просвещенного абсолютизма в государственной политике
Ваше имя (никнейм)*
Email*
Комментарий*