Однако влияние восточного садово-паркового искусства в Европе носило поверхностный характер и сказалось только в том, что в садах и парках появляются китайские и японские элементы композиции– горбатые мостики, павильоны, пейзажи настроений. Сама же философия восточного искусства не была понята в европейских странах, а следовательно, пейзажные сады влияли в значительной мере на форму, чем на содержание паркостроения. С наступлением капитализма в Европе резко изменились экономические, социальные и политические условия жизни общества. Население жило в тесно застроенных городах. Оно нуждалось в зеленых массивах для отдыха и развлечений. Буржуазное общество полностью отвергло геометрический характер садов и парков. Главное направление садового зодчества этого времени – создание природных условий для произрастания различных видов растительности естественного ландшафта.
Известный английский философ Бэкон в одном из своих эссе «О садах» дает интересные советы о размерах сада, его делении на различные по величине и оформлению участки и придерживается, очевидно, еще регулярного приема планировки, но предлагает в одной части сада (не менее одной пятой) дать планировку, как в естественной природе, – с кустарниками, цветами, газоном
пейзажные парки формировались под влиянием следующих факторов:
1) знакомство с дальневосточным искусством паркостроения;
2) социально-экономические условия;
3) вырождение регулярных композиций, сказавшееся в чрезмерной сухости плана, чопорности, витиеватости, перегруженности декоративными элементами. В потере масштаба и чувства меры при создании больших пространственных композиций;
4) пробудившийся интерес к красоте естественных ландшафтов, воспеваемых поэтами, писателями, философами и художниками;
5) археологические исследования, в результате которых установлено то, что история пейзажного парка древняя и возникла задолго до бурного ее триумфа. Тогда существовали разные естественные акценты в виде развалин, гротов, рощиц и т. п.
Только Англия до конца сформировала идеи и принципы пейзажного парка, который и стал своеобразным протестом против французского классицизма 17 века. Территория парка должна была быть максимально изрезанной. Если естественный рельеф не удовлетворял требований разнообразия, то он насыпался искусственно. В насыпанных холмах, в каменных нагромождениях устраивались пещеры и гроты. Дорожки, обязательно кривые, часто искусственно углублялись. Зеленые насаждения группировались как естественные массивы.
С момента возникновения мусульманского государства ведущую роль в просвещении играли мечети, где люди разных возрастов могли обучиться грамоте и арабскому языку, изучить Коран и Сунну Пророка, а также другие религиозные и некоторые светские дисциплины. Вблизи мечетей функционировали мактабы — начальные школы, в которых наряду со Священным Кораном преподавались арабский язык, математика, история. В мусульманских городах работало много таких начальных школ. По свидетельству Ибн Хаукала, только в одном из городов на Сицилии он насчитал 300 мактабов. В некоторых мактабах, получивших большую известность, обучалось по несколько тысяч учеников.
Наряду с мечетями и мактабами в мусульманских странах действовали медресе — образовательные учреждения, которые можно сравнить с нынешними средними общеобразовательными школами. При каждом медресе существовали мечеть, библиотека, общежитие, столовая и баня. В некоторых медресе учащиеся имели возможность заниматься на открытом воздухе. Обучение в них было бесплатным и доступным для всех слоёв общества — как для мусульман, так и для представителей других вероисповеданий.
Первым университетом в мусульманском мире стал «Дом мудрости» (бейт аль-хикма), основанный халифом аль-Мамуном в Багдаде в 830 г. В 859 г. был основан университет в Кайруане, а в 970 г. в Каире был открыт самый известный университет исламского мира — Аль-Азхар. Следуя примеру мусульман, сицилийский король Роджер II в 1090 г. основал в Салерно первый европейский университет. Там переводились на латинский язык и использовались в преподавании труды мусульманских учёных.
Преподаватели и студенты в медресе и университетах носили особые одежды, и когда правители и министры посещали эти заведения, они тоже облачались в такие одежды. Эта традиция была заложена в период правления Омейядов, однако одежды преподавателей в разных странах и в разные периоды отличались. Традиция носить университетские мантии, которая до сих пор сохраняется во многих европейских и американских университетах, была заимствована у мусульман. Учёные и преподаватели объединялись в гильдии и самостоятельно избирали своих руководителей. Гильдии пользовались авторитетом и автономией, и правители вмешивались в их дела только в тех случаях, когда между преподавателями возникали конфликты.
Большинство мусульманских учебных заведений финансировалось благотворительными фондами, а учащиеся из малообеспеченных семей получали стипендии. На протяжении нескольких веков преподаватели медресе и университетов трудились бескорыстно, не получая зарплаты. Впоследствии распорядители фондов стали назначать ежемесячное пособие для всех преподавателей и служащих учебных заведений. По свидетельству историков, когда преподавателям медресе «Низамийя» в Багдаде была назначена зарплата, они попытались опротестовать такое решение, опасаясь того, что материальное вознаграждение привлечёт в медресе людей с нечистыми намерениями, не заслуживавших называться учителями.
Учебные заведения во всех концах мусульманского мира славились богатыми библиотеками. К сожалению, книжные фонды многих библиотек не сохранились до наших дней. Некоторые из них были сожжены во время крестовых походов и завоеваний монголов, некоторые были разграблены европейскими колонизаторами. Известная библиотека при соборной мечети Ан-Насырийя в Халебе сильно пострадала в результате разрушительного землетрясения в 1856 г. Библиотека соборной мечети Аль-Анвар (мечети шейха Ибрахима-паши) в Александрии была разрушена в результате бомбардировок в годы Второй мировой войны. Несмотря на это, сотни тысяч древних рукописей удалось сберечь. В частности, в Национальной библиотеке Туниса хранятся более пяти тысяч рукописей из библиотеки мечети Аз-Зейтуна, основанной в 80/699 полководцем Хассаном бин ан-Нуманом. Свыше десяти тысяч томов, среди которых немало ценных рукописей, собрано в библиотеке мечети Аль-Ахмадийя в египетском городе Танта. Ценная коллекция рукописей, состоящая более чем из четырёх тысяч томов, собрана в библиотеке мечети Аль-Матбули в другом египетском городе Думьяте.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Объясните значение слов кормление, поместье, уезд, дворяне.
Поме́стье — разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII веков.
Уезд-территория земельного угодья в средневековой Европе (например, в Чехии и на Руси). В Древней Руси: округа, группа волостей, тяготевших к городу.
Дворянство-лица, принадлежащие к дворянскому сословию и имеющие дворянский титул, полученный по наследству.