Суд би́ев (совр. каз. билер соты) — государственный институт в традиционном казахском обществе, один из регулирования правовых отношений[1].
До принятия свода законов «Жеты Жаргы» Тауке-хана (1680—1718) жизнь казахского общества регулировалась традиционными законодательными кодексами «Светлый путь Касым-хана», «Есім ханның ескі жолы». Истоки их образования уходят корнями в древность, период существования на территории Центральной Азии скифо-сакских, гунно-сарматских племён и государственных образований[1].
В состав суда биев входил один или несколько биев, которые рассматривали споры и преступления в рамках подвластных им родов и племён. Разногласия между жузами, племенами, дела государственного значения рассматривались советом султанов и наиболее известных биев при хане. Суд биев проходил с участием всех заинтересованных лиц и свидетелей. Основанием для обвинительного заключения суда биев были признание своей вины обвиняемым, вещественные доказательства, показания свидетелей и испитие клятвенной воды. Свидетелями не могли выступать несовершеннолетние, душевнобольные, родственники или друзья кого-либо из сторон. Если члены суда биев не приходили к единому мнению, решение принимал верховный бий. После вынесения решения в знак согласия проводился обряд разрезания пестрой веревки — ала жіп кесу. Биям в установленном размере выплачивалась плата — «билік ақы». Стороны имели право обратиться к другому бию либо к верховному бию — төбе би. В случае неисполнения решения суда биев применялась барымта, то есть насильственный угон скота у виновной стороны. Когда одна из сторон принадлежала к ханскому сословию, решение выносил только хан или султан, однако такое требование не всегда соблюдалось, и решения относительно вины и наказания представителей ханской крови мог выносить суд биев. Главная задача суда биев — установление истины и в восстановлении справедливости[1].
В результате российской судебной реформы 1864 года суд биев потерял своё традиционное значение как правовой институт. Введение трёхуровнего суда биев (особый суд, волостной и чрезвычайный съезд), ограничение правовых полномочий превратило его в административный институт колониальной власти Российской империи в Казахской степи[1].
В советских источниках суд биев нередко подвергался критике. Так, по словам юриста Т. М. Культелеева, «в действительности суд биев был не „народным“, а классовым судом, защищавшим только личные и имущественные интересы господствующего класса… Он был не справедливым и не „мудрым“, а лицемерным и подкупным. Дли исхода дела суда биев решающим была не истина, а богатство и влиятельность потерпевшего и обвиняемого»[2].
Однако досоветские источники высказывались о суде биев прямо противоположным образом. О преимуществе суда биев писал А. Гейнс, исследовавший быт и обычное право казахов:
«Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев»[3]
Как сейчас выглядит сбор мусора в городе? Во дворах стоят контейнеры, куда жители выносят весь свой хлам. В контейнерах роются БОМЖи в поисках ценных вещей. Дальше все это вывозится на городские свалки, где закапывают в землю. Конечно, долго так продолжаться не может. Людей пора приучать к раздельному сбору мусора. Зачем?
Во-первых, на этом может заработать город, а значит граждане. Представьте, вы сортируете отходы и каждый месяц получаете за это деньги от города. Город чистый, всем хорошо!
К сожалению, человеку сложно объяснить необходимость сортировки мусора. Зачастую ему все равно, что вода в реке заражена, что чистых лесов вокруг нет. Ведь он сам оставляет мусор после пикника в лесу и выкидывает ядовитые вещества в мусор (батарейки, аккумуляторы, ртуть и т.д.). Поэтому действовать будем решительно.
В Москве и Подмосковье можно заключить договор по вывозу мусора на длительное время или разовый вывоз с Компанией ООО "ОлимпЭкоТранс", иначе придется производить аварийный вывоз, а это обойдется заказчику дороже. Если вас интересует вывоз бытового мусора цена, то на сайте по адресу http://olimpecotrans.ru/ ООО "ОлимпЭкоТранс" вы найдете ответы на все вопросы. Кроме вывоза и утилизации мусора компания предоставляет другие услуги.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Диктант в году во французском городе клермоне перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский он призвал собравшихся « » и двинуться в палестину, чтобы освободить святую землю от «неверных» и братьев- , томящихся под игом язычников». участникам похода папа обещал полное прощение многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. поэтому участников походов на стали называть крестоносцами, а сами походы - главную силу крестовых походов составили первый крестовый поход начался весной года. сойдясь в столице крестоносцы переправились в малую азию. по пути они захватывали города, и убивали местных жителей. в 1099 году крестоносцы оказались у стен осада затянулась на месяц. взяв укрепленный город после рыцари учинили страшную резню на узкой полосе земли вдоль морского побережья сирии и палестины крестоносцы создали свои государства. главным из них считалось для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после крестового похода в палестине были созданы духовно-рыцарские ордены: и тевтонский орден. их возглавляли великие члены орденов были одновременно и и рыцарями. местные жители не раз восставали против рыцарей. государства крестоносцев враждовали между собой. мусульмане эдессой, и папа призвал европейцев к новому походу на восток, который окончился полной в году египетский правитель салах ад-дин захватил иерусалим. пытаясь его вернуть, западные организовали третий крестовый поход( рыцарей возглавил 60-летний император фридрих французский король рассорившись со своим союзником, в самый разгар боевых действий вернулся во францию. король штурмом взял порт акру, но иерусалим отвоевать так и не сумел. в конце века за организацию нового похода на восток взялся папа иннокентий iii. сначала крестоносцы намеревались направиться морем через египет, наняв корабли у «королевы морей» - правитель венеции уговорил рыцарей в счет оплаты напасть на византию, где в это время шла острая борьба за императорский в 1204 году «освободители гроба господня» овладели византийской столицей. в христианский константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. разграбив богатейший город рыцари не пошли на иерусалим, а обосновались на территории византии. папы и короли новые походы, но желавших участвовать в них становилось все меньше. они чаще всего заканчивались неудачей и большими потерями. и восточных стран, и европейцам походы стоили огромных жертв, но своей цели – завоевания стран востока – они не достигли.
4) християн; 5) грехов; 6) ближнем Востоке;
7)крестовые; 8) рыцари; 9) 1096;
10) Византии; 11) грабили; 12) Иерусалима;
13) штурма; 14) мусульман; 15) Иерусалимское королевство;
16) Первого; 17) тамплиеров (храмовники), госпитальеров, позднее возник;
18) магистры; 19) монахами; 24) западные феодалы; 25) 1192; 26) Барбаросса (Рыжебородый) ; 27) Ричард I Львиное Сердце; 28) XII; 29) Венеции; 30) престол; 31) штурмом;
32) Ворвавшись; 33) Европы; 34) организовывали ; 35) эти.