Богдан-Зиновий Михайлович Хмельницкий (1595 - 1657) - гетман, государственный деятель, полководец. Богдан Хмельницкий родился 25 декабря 1595 года в селе Суботов (одна из версий) в семье сотника чигиринского полка Михаила Хмельницкого. Историки выдвигают разные версии о месте рождения Богдана Хмельницкого.Род Хмельницких - древний молдавский род Люблинского воеводства. Обучение Богдана Хмельницкого началось в киевской братской школе. И в дальнейшем продолжает обучение во Львове. Характерно, что овладев искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество, но остался верен отцовской вере (то есть православию). Позже он напишет, что иезуиты не смогли добраться до самых недр его души. В 1620-1621 годах Богдан Хмельницкий участвует в польско-турецкой войне, во время которой гибнет его отец, а он сам попадает в плен. После двух лет плена Хмельницкому удается сбежать (по другим данным, был выкуплен родственниками). После возвращения в Суботов он записывается в реестровое казачество. Затем в биографии Хмельницкого начинается череда походов с запорожцами на турецкие города. С 1648 года Хмельницкий с четырехтысячным войском выступил против поляков. Его победы над поляками вызвали всеобщее восстание черкассов и населения Малориссии против поляков. 17 сентября 1651 года заключен был так называемый белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. После этого договора началось массовое переселение народа в пределы Русского государства. Вскоре договор был нарушен поляками. Умер Богдан Хмельницкий 27 июля 1657 года от инсульта. Похоронен в селе Суботове, в построенной им самим каменной церкви, существующей до настоящего времени.В 1664 году польский воевода Стефан Чарнецкий сжёг Суботов и велел выкопать прах Хмельницкого и его сына Тимоша и выбросить тела на «поругание» из могилы. Все что считаешь более важным - спиши!)
Объяснение:
К середине XIV века улус Чагатая распался. В его восточной части, включавшей Юго-Восточный Казахстан и Кыргызстан, было создано государство Могулистан. А в другой, западной, части, на западе Мавераннахра было создано государство эмира Тимура. Государством правил ранее служивший чагатайскому хану знатный эмир Пуладчи (Поладшы) из племени дулат. Не имея наследственного права на занятие трона Могулистана, Пуладчи в 1348 году возвел на трон преданного себе внука Дува хана из потомков Чагатая, восемнадцатилетнего Тоглук-Тимура. Но фактически вся политическая власть оставалась в руках эмира Пуладчи. Основной целью его являлось окончательное отделение Могулистана от Мавераннахра и создание независимого ханства. Это в конечном итоге вело к укреплению политической власти и господствующей роли представителей знати племени дулат.
Ведущая роль вождей племени дулат в улусе Чагатая была известна еще с середины XIV века.
О территории, занимаемой Могулистаном, Мухаммед Хайдар писал: «...та территория, которая теперь называется Могулистаном, имеет в длину и ширину [протяженность] 7-8 месяцев пути», то есть в состав государства входила территория Южного Казахстана и Жетысу.
Правителями - ханами в Могулистане были в основном представители династии чингизидов и монгольской знати. Конечно, в первое время в период монгольского нашествия такие монгольские племена, как арлат, чорас и калучи имели преимущество среди местных тюркоязычных племен. Однако со временем они смешались с ними.
Жетысу занимало северо-восток Могулистана. Местные тюркоязычные племена уйсунов и канлы были известны по письменным источникам с III—II веков до нашей эры. Затем позднее, в V-VI веках, в эти края пришли другие тюрко-язычные племена. Поэтому в средние века в Жетысу жили дулаты, канлы, уйсуны, аргыны, жалаиры, баари, барласы и многие другие, составившие этнический состав населения Могулистана, который таким образом был в основном из местных тюркоязычных и тюркизированных монгольских племен.
Тоглук-Тимур хан, придя к власти, в некоторой степени сумел улучшить внутреннее положение в государстве, став основоположником правящей династии, находившейся во главе ханской власти до начала XVI века. Подчинив всю территорию ханства единому центру, столицей государства он сделал город Алмалык.
Свою власть хан осуществлял по прежде установившейся улусной системе управления. Наследственный титул верховного улусного бека - улусбеги был закреплен им за главой дулатов. При нем была упорядочена система налогов. Исламская религия была объявлена государственной. Тоглук-Тимур насильственно обращал в ислам население Могулистана. Как писал Мухаммед Хайдар, только за один день было обращено в ислам 160 тысяч человек. По приказу хана лиц, отказавшихся от принятия исламской религии, приговаривали к смертной казни. Таким образом хан установил в стране жесткий порядок.
В своей внешней политике Тоглук-Тимур пытался восстановить на территории Средней Азии свою власть на всех землях бывшего Чагатайского улуса. В 1360-1361 годах он дважды совершил походы в Мавераннахр. Одержав в них победы, на ханский трон Мавераннахра он возвел своего сына Ильяса - Ходжу. Вернувшись в Могулистан, Тоглук-Тимур умер. Смерть Тоглук-Тимура заставила Ильяса-Ходжу покинуть Мавераннахр, чтобы заняться делами престолонаследия. В это время политическая обстановка в Средней Азии резко изменилась. После смерти Тоглук-Тимура, поневоле признававший его власть над собой эмир Тимур поднялся на борьбу против Ильяса-Ходжи. Произошло несколько сражений между ними. Ильяс-Ходжа потерпел унизительное поражение. После этого он, собрав новое войско в Могулистане, вновь выступил против Тимура. Сражение произошло 22 июня 1365 года под Ташкентом и известно в истории как знаменитая Батпактинская битва («Грязевая битва»). По сведениям письменных источников, сражение было настолько кровопролитным, что с обеих сторон погибло около 10 тысяч человек. Победу одержал хан Ильяс-Ходжа. Эмир Тимур бегством.
После Батпактинской победы могульский хан направился к Самарканду и осадил его. Но население города оказало ожесточенное сопротивление. В то же время среди поголовья конницы могулов началась эпидемия конской чумы. Могулам пришлось отступить от города и вернуться в Могулистан. Таким образом, попытка могулов восстановить свою власть на территории бывшего Чагатайского улуса закончилась неудачей. Главной причиной ее были раздоры между представителями могульской знати и последовавшая за этим феодальная раздробленность ханства. Впоследствии Ильяс-Ходжа сам стал жертвой феодальных распрей.
Объяснение:
Даю сслыку для полного ознакомления если нужно сократить информацию
https://studopedia.ru/2_107727_vnutrennee-i-vneshnee-polozhenie-mogulistana.html
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Абдулкадир инан-объясните чем известен этот деятель и каков его вклад в развитие башкортостана
Фатхелкадир Мустафиевич Сулейманов (башк. Фәтхелҡадир Мостафа улы Сөләймәнов; в эмиграции — Абдулкадир Инан (башк. Абдулҡадир Инан); 29 октября 1889 года, деревня Шигай Верхнеуральского уезда Уфимской губернии (ныне село Сары Кульдяк Кунашакский район Челябинской области) Россия — 26 июля 1976 года, Стамбул, Турция) — ученый, писатель, участник башкирского национально-освободительного движения. В Турции его считают светилом отечественной науки, как и мировой тюркологии.
Фатхелкадир Сулейманов (в эмиграции взял псевдоним — Абдулкадир Инан) родился 29 октября 1889 года в башкирском селе Шигай (ныне Сары Кульдяк) Кунашакского района Челябинской области. Отец Мустафа преподавал в медресе, а мать ученого — Закия, родившаяся в селе Булатово Аргаяшского района Челябинской области, имеет в своем родословном древе в качестве одного из предков Биккула Галикеева — соратника Салавата Юлаева, который, бежав после подавления пугачевщины из родных мест (аул Билян Белокатайского района Башкортостана), основал на территории современного Аргаяшского района село Итбаево. Могила ишана Биккула Аликеева (Галикеева) сохранилась на кладбище деревни и до сих пор является местом поклонения мусульман.
Учился в школе при местной мечети, а затем в Челябинском мектебе Хакима-ахуна при Ак-мечети. Фатхелкадир Сулейманов учился медресе «Расулия» в Троицке.
1913—1916 годы оказались наиболее творчески плодотворными в биографии писателя, стихи и статьи публиковались в троицкой газете «Вакыт» — «Вперед», затем в Челябинске, Уфе и Стерлитамаке. Он публикуется под псевдонимом «Инан» («верую») и объясняет его так:
«Я верую в три вещи. Первое — религия ислама, второе — наука, третье — великая тюркская нация. Фамилия Инан означает мою веру в эти три силы»
После начала Первой мировой войны, его призвали на фронт. А после Февральской революции был избран солдатами Екатеринбургского гарнизона делегатом 2-го съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Урала. В первые годы после Октябрьской революции Абдулкадир Инан был активным участником башкирского национально-освободительного движения.
Весной 1918 года в качестве делегата от Метелевской волости (ныне с. Метелево Аргаяшского района Челябинской области) участвовал в работе съезда мусульман Урала, проходившего в Челябинске. После переезда правительства Башкирской республики из Оренбурга в Челябинск был назначен 18 июня 1918 главным редактором газеты Центрального башкирского шуро (совета) «Башкорт итфаки бюросынин мэхбире». В 1919—1920 гг в качестве члена Башкирского правительства принимал активное участие в государственном устройстве Башкирской республики, работал в Стерлитамаке, Уфе, Москве.
С апреля 1920 года Инан — член коллегии Государственного издательства Башкирской Автономной Советской Республики. Не согласившись с ограничением прав республики, в знак протеста против постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920 года оставил свою должность и выехал в Среднюю Азию, затем в 1923 году вместе с Ахметзаки Валиди покинул Советскую Россию.
После двухлетних блужданий в Афганистане, Иране, Индии и странах Европы, с 1925 года Инан остаётся в Турции, где проводит оставшуюся жизнь. Он работал в Институте тюркологии, в 1933—1944 гг. — в Турецком лингвистическом обществе, в 1955—1961 гг. — в Анкарском университете, в 1964—1971 гг. — в Институте турецкой культуры. Работал в Институте тюркологии в Стамбуле, в Турецком лингвистическом обществе, Департаменте религии, Институте культуры. В университете он преподавал алтайский, якутский, тувинский и хакасский языки. Будучи полиглотом, хорошо знал не только тюркские, но и арабский, немецкий и персидский языки. Работа с подлинниками на этих языках позволила ему достичь глубины исследований этнологии, народных традиций, устного народного творчества и домусульманских верований многих тюркских народов.