большая часть населения древней руси проживала в сельской местности. люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге — от кочевников. нередко пахари выходили в поле вооружённые рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от степняков.
наиболее распространёнными на руси были так называемые большие семьи. старший из мужчин являлся главой семьи, в которой совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими жёнами и детьми. они вместе обрабатывали землю. глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать замуж против воли.
воспитание детей в большинстве семей было трудовым. лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, ли матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.
в древней руси, особенно в крестьянских семьях, люди рано вступали в брак, так как ценились трудовые руки. девочка в 12 лет была уже на выданье. случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.
долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали утварь, пили хмельные напитки, мёд, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. ещё долго сохранялись языческие праздники.
часть населения руси проживала в городах. в них селились князья, размещалась княжеская дружина. в городах князья со своими правили суд, подвластными землями, принимали иностранных послов. на городских площадях собиралось вече.
утверждения о том, что в славянской семье царил жесточайший патриархат, в большинстве своем принадлежат людям откровенно невежественным, которые профессиональными учеными могут называться лишь в ироническом аспекте. в тоже время нет никаких сведений об обратном, то есть о том, что в славянской семье явно главенствовала женщина
.в действительности на данный момент существует совсем немного памятников , которые могли бы рассказать нам о семейном укладе наших далеких предков. что-то мы заем из воспоминаний ибн фаблана, что-то – из сочинений гельмольда и саксона грамматика. тем не менее, по крупицам в итоге собирается вполне определенная мозаика, пусть и не хватает в ней еще многих элементов.
семья восточных славян не слишком отличалась от традиционного уклада западных родов, особенно в древности. в данном случае речь идет об абсолютном равноправии, сейчас это явление мы назвали бы гармонией, наши предки говорили проще – лад. соответственно богиня, которая покровительствовала семьям, звалась ладой.
вместе с тем нужно понимать, что в славянской семье существовало четкое разделение обязанностей, грубо говоря, вся «бытовуха» всегда лежала на женщине. это уборка и приготовление еды. труд на земле считался делом сугубо мужским, в то время как животноводство было занятием универсальным. женщина в славянской семье была богиней, богиней конкретного семейного очага. к ней относились с уважением и благоговением. в свою очередь женщина соответствовала статусу – ее дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты и спокойны, а сама она излучала тепло и нежность.
мужчина соответственно был, скажем так, персональным богом своей женщины, своей семьи, своего дома. он трудился в поле, ухаживал за животными, но всегда умудрялся выкраивать время для с оружием, ибо каждый славяно-арий – в первую очередь воин, защитник рода и родной земли. разумеется, мужчины-волхвы представляли собой особую категорию. они не трудились на равнее с остальным, их уделом было неустанное совершенствование собственного духа, достижение абсолютного единения с божественным началом для отведения, либо различных природных и антропогенных катастроф. при этом нужно учитывать, что волхвом мог стать лишь мужчина, уже вырастивший как минимум девятерых детей. с течением времени этот порог был снижен до трех чад, а возрастное ограничение – до сорока двух лет.
воспитанием детей в славянской семье занимались как мужчина, так и женщина, наравне. это очевидно, потому что ребенок должен получать энергию как от матери, так и от отца, в противном случае вероятны, образно выражаясь, «перекосы» в энергетической структуре, и как следствие – в личности, в эмоциональной оболочке. ребенок, выращенный лишь одним из родителей – не полноценен, откровенно ущербен, что отражается на его характере и рано или поздно сказывается на жизненном пути. с другой стороны еще хуже, когда ребенок растет «сам по себе», как в большинстве современных семей. такое чадо откровенно слабо и , конечно – не в смысле. в ребенке, не получившем достаточное количество родительской энергетики, вместо любви пестуется эгоцентризм, фактический синоним разрушения. редко такие дети могли стать достойными представителями славянского общества и сегодня, увы, данный тезис находит свое подтверждение, все чаще и чаще.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Краткий пересказ §24(московская русь при приеемниках дмитрия донского) по россии 6 класс.
. Усиление Московского княжества при Василии I. Старший сын Дмитрия Донского Василий Дмитриевич (правил в 1389- 1425 годах) купил в Орде ярлык на княжение в Нижнем Новгороде, и местные бояре, оставив своего князя, переметнулись на сторону сильнейшего.
Плодородные нижегородские почвы обогатили земельные ресурсы Московского государства. Москва получила выход к Волге и закрепилась на Оке. Василий I присоединил также и Муромское княжество. Теперь важнейшие торговые пути были в его руках. Московская Русь стала граничить с Ордой.
Василий I стремился поддерживать дружеские отношения с Литвой. Он женился на дочери литовского князя Витовта Софье и таким образом обрёл сильного союзника на западе.
А вот на востоке было неспокойно. В 1395 году войска самаркандского правителя Тимура (европейцы именовали его Тамерланом), разорив Золотую Орду, подошли к русским рубежам и захватили город Елец. Василий I спешно собрал войско и остановился на Оке, ожидая нападения.
Москва готовилась к обороне. Из Владимира в город доставили икону Богоматери — заступницу Руси, по общему убеждению.
Тимур не решился идти в глубь русских земель. Разорив пограничные волости, он повернул свои полчища назад. Русские люди уверовали, что от беды их именно Владимирская Богородица. Почитание этой иконы получило ещё больший размах.
В память избавления Москвы от нашествия Тимура Русская церковь установила праздник Сретения, то есть «встретения» (встречи) великой русской святыни. Московская улица Сретенка названа в честь этого события
В начале XV века на первое место в Орде выдвинулся деятельный и предприимчивый Едигей. В 1408 году он двинул свои отряды на Русь.
Князь Василий Дмитриевич не успел собрать силы и бежал из Москвы, бросив её на произвол судьбы.
Воинство Едигея подступило к кремлёвским стенам.
Осада затянулась. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы ордынский хан не призвал вдруг Едигея назад.
Взяв богатый откуп, Едигей снял осаду столицы и поспешил в Орду. Не зная причин столь быстрого отступления, москвичи радовались, что смогли так легко отделаться от ордынцев.