Морская торговля в Средиземном море имела ключевое значение для экономики Римской империи. После победы Октавиана в битве при Акциуме в Средиземноморье установился длительный мир, что развитию коммерции и ремёсел. Присоединение Египта в 30 году до н. э. привело к тому, что в первый и последний раз в мировой истории всё Средиземноморье оказалось под властью одной державы. Римляне стали называть Средиземное море «Mare Nostrum» («наше море») или «Mare Internum» («внутреннее море»). Наибольшего расцвета торговое судоходство достигло в правление династии Антонинов. Для эпохи принципата характерна забота властей о портах, флоте и дорогах. Хотя пути сообщения имели прежде всего военные цели, они также развитию торговли во всех уголках обширной империи.
Торговое судоходство в Средиземном море замирало с конца октября до начала марта и полноценно возобновлялось лишь с весны до осени. В зимний период вдоль побережья плавали лишь рыбаки и мелкие каботажные суда. Несмотря на ярко выраженную сезонность, по всему Средиземноморью происходили постоянные перемещения людей и товаров, которые культурному разнообразию империи, обогащали одних и разоряли других[4]. В период ранней Империи аристократия пренебрежительно относилась к морской торговле, поскольку коммерция не относилась к числу добродетелей правящей элиты. Однако на важность для римлян морского дела указывает афоризм полководца и государственного деятеля Гнея Помпея Великого, который сказал своим матросам: «Плыть необходимо, а жить — нет!» Средиземноморье являлось географическим и экономическим стержнем Римской империи и морская торговля была важной составляющей жизни римлян[2]. Торговля изменила облик приморских городов империи — если богатые порты Средиземноморья строились из кирпича и мрамора, то большинство отдалённых провинциальных городов, таких как Лондиниум или Колония Агриппины, возводились преимущественно из дерева.
Миллионный Рим являлся главным потребителем товаров и услуг в империи, поэтому основные торговые маршруты Средиземноморья вели из провинций в столицу
Объяснение:
Философиястановится все более независимой от религии. В философии возрождаются учения античных мыслителей — в первую очередь Платона и Аристотеля.
Широкое рас получает натурфилософия, или философия природы. Ее проповедуют такие философы как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том, что философия должна изучать не сверхприродного Бога, а саму природу. Рас натурфилософских взглядов научные открытия. Главным из них стала гелиоцентрическая теория Н. Коперника.
Следует, однако, заметить, что научно-философские взгляды того времени часто принимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых оккультных наук — астрологии, алхимии, мистики, магии и т. д. Все это имеет место даже у такого философа как Д. Бруно.
Самые значительные изменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре.Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным.
В средние века искусство во многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь и должно было украшать ее. В эпоху Возрождения искусство впервые приобретает самоценность, оно становится самостоятельной областью прекрасного. Вместе с этим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит.
Никогда еще искусство не пользовалось таким высоким почетом и уважением. Даже в античной Греции труд художника по своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика и гражданина. Еще более скромное место занимал художник в Древнем Риме.
Теперь место и роль художника в обществе неизмеримо возрастают. Он впервые рассматривается как самостоятельный и уважаемый профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания ив этом качестве уравнивается с наукой. Леонардо да Винчи рассматривает науку и искусство как два совершенно равноправных изучения природы. Он пишет: "Живопись — наука и законная дочь природы".
Еще более высоко ценится искусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своему имени прибавление "Божественный". По тем же мотивам "Комедия" Данте была также названа "Божественной".
В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему светские и духовные правители европыконфликтовали друг с другом?
борьба пап и германских императоров
предыстория
в средневековой европе светская и церковная власть оказались взаимосвязаны. церковь санкционировала и усиливала власть королей, короли дарили церкви земли и охраняли ее богатства.
власть церкви основывалась на духовной составляющей:
• считалось, что церковь получила от христа право отпускать грехи, что без соблюдения христианских таинств спасение души (даже праведного человека) невозможно. идея спасения была важна для человека эпохи средневековья (с. аверинцев о религиозных концепциях спасения).
• король воспринимался как божий, а коронация как передача при посредничестве церкви монарху власти от бога.
• папа римский мог отлучить монарха от церкви. это лишало власть короля легитимности в глазах людей, давало право вассалам не соблюдать присягу.
и на материальной:
• 1/3 обрабатываемых в европе земель принадлежала церкви (земли жаловались королями и феодалами). кроме того, имущество церкви составляли драгоценные предметы, которые использовались при богослужении (см. урок «церковь и духовенство»).
к концу раннего средневековья церковь стала сильной и разветвленной организацией с иерархической структурой (на вершине находился папа римский, ему подчинялись архиепископы, еще на ступеньку ниже находились епископы, еще ниже – священники и монахи). при этом епископы обладали как духовной, так и светской (как землевладельцы) властью.
императоры священной римской империи стремились к контролю над церковью. это предполагало право инвеституры – назначения на церковные должности. такое право получил германский король оттон i в связи ослаблением власти папы римского после распада империи карла великого. это вызвало противодействие церкви и к борьбе пап и императоров.
события
ix в. – ослабление власти папы римского в связи с распадом империи карла великого.
962 г. – коронование оттона i императорской короной. оттон становится императором священной римской империи.
x–xi вв. – клюнийское (по названию монастыря клюни) движение в церкви. клюнийцы выступали за аскетический режим в монастырях, целибат (требование безбрачия для духовенства), запрет на симонию (покупку и продажу церковных должностей и духовного сана).
xi в. – окончательно утверждено безбрачие священников.
1059–1061 гг. – папский престол занимает николай ii.
1059 г. – латеранский собор. приняты декреты, направленные на отделение церковной власти от влияния светских правителей. папу римского теперь должен избирать совет кардиналов.
1073–1085 гг. – папский престол занимает григорий vii. он вступил в борьбу за инвеституру с генрихом iv. генрих признал свое поражение после того, как папа отлучил его от церкви (что повлекло за собой неповиновение вассалов). его унизительное покаяние перед папой стало известно как хождение в каноссу в 1077 г.
1122 г. – конкордат (соглашение) генриха v с папой римским. согласно договору, епископов должен назначать папа. епископы считались и вассалами церкви (как духовной властью), и вассалами императора (в качестве владельцев земель – феодов).
1198 г. – папский престол занимает иннокентий iii. к этому времени церковь достигла наибольшего своего могущества. вассалами папы себя признали короли , польши, некоторых стран пиренейского полуострова.
участники
оттон i – император священной римской империи (936–973
николай ii – папа римский (1059–1061
григорий vii – папа римский (1073–1085
генрих iv – германский король, а также император священной римской империи, боролся за инвеституру с папами.
заключение
! борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась победой церкви. в xii–xiii вв. власть папы римского значительно усилилась.