XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным.
Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь.
1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен.
Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу- знакомство с выдающимся ученым, географом ПТТСеменовым- Тянь-ШанЬским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением.
В 1857 г. Валиханов вновь совершаем поездку к алатауским киргизам, где записывает поэму «Манас».
Новым этапом научной деятельности Чокана явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., по результатам которой он написал свой знаменитый труд «О состоянии Алтышара или в восточных городов Китайской провинции Нан Яу (1858-1859 г г.)». Труд был высоко оценен востоковедами России.
Оценивая деятельность Ч Валиханова, крупный ученый - востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в его липе феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий...».
В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах/открывалось множество школ, было, положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты, К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тысяч учеников.
Более выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно- медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. Медресе содержались на средства частных лиц. В мектебе и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
Ибрагим (Ибрай> Алтынсарин (1841-1889 гг.) широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик. Им впервые в казахской стели была открыта женская школа и написаны учебники для казахских детей: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку» (1869). Как выдающийся и образованнейший человек своего времени Ибрай внес неоценимый вклад в развитие народного образования.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.
Объяснение:
ВОТ!
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Які зміни відбулись під впливом ринкових відносин у сільському господарстві? !
1. Главнокомандующий Танской империи Генерал Гау Шиянжи едва живой в этом сражении, и с тех пор нога китайского солдата не ступала на священную казахскую землю. Средняя Азия и Казахстан отстояли свою независимость. Избавившись от китайских завоевателей, наши земли сохранили свою свободу до сегодняшних дней. В противном случае даже неизвестно какой путь могла бы избрать мировая история. 2. Может быть множество толкований, но в любом случае даже при распространении в казахской степи ислама и исчезновений древнетюркской письменной культуры, на смену которой пришло арабское письмо и грамматика, наши народы приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став составной ее частью. Тюрки через исламскую (арабскую) культуру смогли выйти на более широкие горизонты, одним из значительных результатов чего явилось появление такого мыслителя мирового масштаба, как великий ученый, философ и поэт Аль-Фараби, прозванный в ученом мире «Вторым учителем» после Аристотеля. Другой крупнейшей фигурой мусульманского ренессанса стал выдающийся ученый-врач, ставший одним из основателей канонов мировой медицины Ибн-Сина (Авиценна). Кроме них появилась целая плеяда великих мыслителей тюркского происхождения Махмуд Кашгари, Юсуп Баласагуни, переводчик и составитель священной книги мусульман, записавший и систематизировавший хадисы (главы) Корана Аль-Бухари, еще при жизни прослывший святым Ахмет Яссауи и многие другие. Большинство выдающихся мыслителей, ученых, поэтов и писателей, одним из которых является великий казахский поэт Абай Кунанбаев, впитали в себе лучшее из арабской культуры, литературы и искусства, на всех на них влияла благодатная аура мусульманского миропонимания. В этом заключается историческая правда. Конечно, арабские завоевания не бесследно для древней тюркской культуры, многое изменили в самой жизни кочевника. Но по здравому рассуждению пользы было больше, чем вреда.