В 1861 г. на пост военного министра был назначен Д. А. Милютин — талантливый государственный деятель, сторонник преобразований. С 1862 г. началось введение новой системы военного управления, в основе которой лежало деление на военные округа. Этим была устранена чрезмерная централизация.
Устав о воинской повинности был утвержден 1 января 1874 г. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Для армии был установлен 6 - летний срок действительной службы и 9 - летнее пребывание в запасе. Моряки служили 7 лет и 3 года находились в запасе. От службы были освобождены многие категории населения (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.д.). Срок службы уменьшался при наличии образования.
Введение всеобщей воинской повинности позволило иметь небольшую, а, следовательно, недорогую армию в мирное время и значительные резервы на случай войны.
Перевооружение армии потребовало создания новых заводов и новых производств. Немаловажное значение имели изобретения русских ученых. Так, выдающийся металлург П.М. Обухов сделал открытие, благодаря которому в России впервые в мире стали производиться стволы орудий из литой стали.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите аналитическую справку "основные направления внешней политики в россии в начале 20 века: цели, ресурсы и стратегические противники" от лица с.ю. витте или а.м. безобразова
Проведенные реформы являлись составными частями Великих реформ 60-70-х гг. XIX в., в которые входили кроме Крестьянской, Судебной, Земской, Городской реформ, Финансовая, Военная реформы, реформы полиции, в сфере народного образования, цензуры. Это был комплекс преобразований, обусловленный необходимостью выхода российского государства из нарастающего цивилизационного кризиса.
Финансовая система, игравшая существенную роль в проведении преобразований, подверглась реформированию. Так, в связи с подготовкой и проведением Великих реформ, в первую очередь крестьянской реформы был учрежден в 1860 г. Государственный банк, который сыграл определяющую роль в централизации финансового дела Он заменил собой прежние кредитные учреждения – земский и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов по государственному бюджету стал министр финансов. С этого времени начали публиковать для всеобщего ознакомления роспись доходов и расходов.
Был введен единый государственный бюджет. Министерство финансов распределяло ассигнования в соответствии со статьями бюджета, проходившего через Государственный совет под надзором Государственного контроля, который в 1864 г. был реформирован. Во всех губерниях учреждались отделения Государственного контроля – контрольные палаты, независимые от губернаторов и других ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868 года стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе Государственного контроля.
Отменялась практика отдачи на откуп частным лицам сбора с населения косвенных налогов на соль, табак, вино и пр., так как большая часть налогов шла не в казну, а в карманы откупщиков. С 1 января 1863 года продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором, взимаемым государственными акцизными учреждениями.
Сохранялась старая, введенная еще Петром 1, подушная подать (отменена в 80-90-е гг. Х1Х в.). для крестьян, мещан, ремесленников. Вместе с оброчными и выкупными платежами в 60-70 годы она составляла 25 % государственных доходов, но основную часть этих доходов, более 50 %, составляли косвенные налоги, которые неизбежно уплачивали все сословия. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35 % - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на образование, здравоохранение, призрение составляли менее 10 % государственного бюджета.