после переезда мухаммеда в медину, в 622 году, начинается качественно новый этап в ислама. начиная с этого времени, мусульмане постепенно обрели контроль над городом, а потом нашли в себе силы начать борьбу со своими мучителями в мекке, которые продолжали вражду с мусульманами. позднее мусульмане, возглавляемые пророком мухаммедом, сумели распространить идеалы новой религии и нового мышления на весь аравийский полуостров, что открыло для ислама перспективы превращения в будущем в мировую религию.
именно в медине пророком мухаммедом, посредством божественного откровения, были сформулированы многие общественные, и политические законы, которыми руководствуются мусульмане вплоть до сегодняшнего дня. большинство религиозных ритуалов и атрибутов, практикуемых мусульманами сегодня, сформировались именно здесь. в мекке же, проповедь мухаммеда больше носила этический и духовный характер.
по этим причинам мировая наука подразделяет пророческую мухаммеда и ранней мусульманской общины на «мекканский период» , характеризующийся зарождением и развитием исламской религии; и «мединский период» , характеризующийся триумфом этой религии.
мусульманский календарь (хиджра) также ведет исчисление от даты переселения мухаммеда из мекки в медину. то есть, это переселение считается начальной точкой отсчета исламской . однако необходимо отметить, что сам мухаммед этого календаря не утверждал. он был принят после него в халифате, который распространил свою власть на большие регионы мира и нуждался в своем календаре. поэтому точку отсчета мусульманской по хиджре все же можно рассматривать как условную. вернее она является датой, с которого началось политическое и военное усиление ранних мусульман. но, на самом деле, ислама началась в мекке, с первых этических проповедей мухаммеда.
несмотря на преследования курейшитов, мухаммед со своим другом абу бакром сумел благополучно добраться до кубы - пригорода медины. а затем они двинулись в город, арабское население которого с большими почестями и триумфом встретило их. вместе с мединцами пророка встречали мекканские мусульмане, которых назвали «переселенцами» (мухаджирами) . а мединских мусульман после этого стали называть « пророка» (ансарами) .
остановившись временно у одного из горожан, мухаммед сразу приступил к повседневным делам. ему предстояло оправдать ожидания горожан и их к единству, и благополучию. это было сложнейшей , с которой он сумел с честью справиться. по сути, с этого момента он стал политическим лидером.
первым делом он распорядился построить в медине мечеть, которая помимо культового предназначения, стала также нести общественно-политические функции и, по сути, превратилась в центр и символ мусульманской общины, в котором решались все насущные проблемы города и его населения. сам пророк поселился здесь и превратил эту мечеть в свою официальную резиденцию.
в скором времени им был учрежден порядок призыва мусульман на молитву, который применяется и сегодня. но, в то же время, в исключительных случаях, этот призыв можно было использовать для созыва мусульман в мечеть с целью поставить их в известность о каких-то чрезвычайных обстоятельствах, после чего здесь же принимались шаги для решения проблем.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Риси характеру та поглядт іоана безземельного
хвиля контрреформ, що прокотилася імперією у 80—90-х роках, значно ускладнила ситуацію. консервативний олександр iii намагався відновити владу держави над громадянським суспільством, що формувалося. і тому не дивно, що на конституційному проекті, схваленому олександром ii, син написав: «слава богу, цей злочинний та поспішний крок до конституції не було зроблено». суть контрреформ полягала, як писали тоді в офіційній пресі, у «виправленні фатальних помилок 60-х років». це «виправлення» виявилося у консервації, згортанні, а подекуди і ліквідації тих позитивних зрушень та змін, які були досягнуті буржуазними реформами 60—70-х років. розпочалося широкомасштабне відновлення позицій феодалізму в усіх сферах життя — зросла роль дворянства, розширилися його владні повноваження на місцях; зміцніли позиції такої феодальної підвалини, як селянська община; обмежувалася гласність, посилювалася цензура тощо. простий перелік здійснюваних самодержавством контрреформ дає уявлення про помітне гальмування суспільного розвитку та наступ реакції:
— 1884 р. запроваджено новий університетський устав, який ліквідував автономію університетів;
— 1887 р. вийшов циркуляр про «кухарчиних дітей», що забороняв приймати до гімназій дітей, вихідців з нижчих верств населення;
— 1889 р. видано «положення про земських начальників», що надавало широкі повноваження земським начальникам, які призначалися із дворян і виконували адміністративні та поліцейські функції на місцях;
— 1890 р. побачило світ «положення про губернські та повітові земські установи», яке обмежувало фінансування земств, посилювало контроль за ними з боку держави, скорочувало представництво в цих установах селян.