В состав старшего жуза входили 11 родственных племен : Албаны, Дулаты, Суаны, Шапырашты, Жалайыры, Ысты, Ошакты, Сиргели, Сары-уйсын, Канлы, Шанышкылы
tokarevmax
30.06.2020
Подавление антиколониального выступления местного населения 1868-1869 годов не к установлению в тургайском регионе, мира и спокойствия. борьба была продолжена в иных формах и другими средствами. взаимные набеги переселенцев и казахов на деревни и аулы, угон скота, вооруженные конфликты стали обычными явлениями, определявшими общую ситуацию в уезде. межэтнические отношения особенно обострились по мере наплыва крестьян из российских губерний и ростом их притязаний. даже в начальный период колонизации степи, когда местное население жило еще в условиях земельного простора и имелись случаи сдачи отдельных участков в аренду переселенцам, оно крайне отрицательно относилось к отчуждению у них значительных земельных массивов. в «обзоре тургайской области за 1885 год» указывалось об имевших место столкновениях переселенцев с местным населением [1]. за эти и другие действия сотни местных жителей были осуждены на каторжные работы, высланы за пределы казахстана, находились под надзором полиции. еще с 70-х годов xix в. под надзором полиции находились все руководители антиколониального выступления, в том числе по актюбинскому уезду - султаны хангирей, хангали, сагадатгирей арслановы [2]. 12 марта 1892 г. оренбургским окружным судом на каторжные работы сроком на 20 лет были приговорены жители алимбетовской волости кантарбай и аязбай шектибаевы. на тот же срок на остров сахалин был сослан житель карахобдинской волости казыкен каналин, на 11 лет - житель бурлинской волости айткулов жумабай [3]. участились случаи, когда казахов ссылали в сибирь и другие отдаленные места за «дурное» или «порочное» поведение. в годы первой революции в тургайской области развертывалось аграрное и национально-освободительное движение. казахские шаруа активно выступали против переселенческой политики царского правительства. в 1905-1907 годах сопротивление против отвода земель в пользу переселенческого фонда охватила многие волости актюбинского уезда. 25 июня 1905 г. выступления казахских шаруа в некоторых волостях носили не только антиколониальный, но и антифеодальный характер. один из руководителей казахских шаруа, мирзагул чиманов из чингильской волости, разъезжая по аулам иргизского и актюбинского уездов, призывал казахов к смене всех волостных , вплоть до начальника области, не подчиняться распоряжениям властей, не платить налоги. национально-освободительное и аграрное движение в области, развернувшееся в период революции 1905-1907 годов, имело стихийный и неорганизованный характер. отдельные выступления казахской бедноты, доходившие порой до вооруженных столкновений с местными властями, не переросли в организованное национально-освободительное восстание по уезду. крестьяне-переселенцы уезда, получив земельные наделы здесь из рук царского правительства, не были склонны к сближению и тесному союзу с казахскими шаруа, многие из них находились еще в плену колониальной идеологии.
Стуканова УЧРЕЖДЕНИЕ1877
30.06.2020
На обширной территории казахстана издревле выделяются крупные -культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. одними из них были южный казахстан и семиречье. южный казахстан, или присырдарьинская провинция, ограничивается на севере степями центрального казахстан, на юге - таласским алатау, на востоке - джувалинским плоскогорьем, на западе - песками кзыл-кумов. особое место в южном казахстане занимает долина сырдарьи. древнее название сырдарьи, переданное греками в форме яксарт, сохранялось до vi-vii вв. затем она стала именоваться сейхун, кангар, гюль-зариун, йинчу-огуз и лишь в xvi в. вновь приобретает популярность ее первоначальное название сыр. в семиречье выделяются два -культурных района: юго-западное и северо-йосточное семиречье. в науке большое внимание уделяется одной из сложнейших проблем - взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи. в науке существует так называемое евроцентристское направление, в котором кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованным земледельцам. в последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. однако неправомерно рассматривать "кочевой мир" обособленно от соседнего с ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и развивались тесные этнические, и культурные связи. торговля, спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи. конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. имеется множество фактов об опустошительных набегах, нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. в целом же закономерность развития оседлых областей и городов казахстана и средней азии с кочевниками степей определялась тесными связями. их взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной структуры. отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и средневековой под влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни: первое описание городов семиречья принадлежит буддийскому паломнику сюань цзяню, проехавшему здесь в 630 г. он сообщал: "пройдя более 500 ли на северо-запад от прозрачного озера, прибыли в город на реке суй-е (суйап, суяб). этот город в окружности 6-7 ли. в нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. прямо на западе от суй-е находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). страна от города суй-е до гэшуанна (кушания) называется сули, ее население также носит это тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгода-поровну". ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории семиречья появилась в результате согдийской колонизации. существует и противоположная, автохтонная модель происхождения городской культуры семиречья, по которой регион южного казахстана и семиречья не был объектом колонизации согда, а самостоятельным, с особой и культурой регионом, сыгравшим значительную роль в и судьбах народов средней азии. однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим и культурологический анализ.
В состав старшего жуза входили 11 родственных племен : Албаны, Дулаты, Суаны, Шапырашты, Жалайыры, Ысты, Ошакты, Сиргели, Сары-уйсын, Канлы, Шанышкылы