XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.
В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:
начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;
человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;
вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;
заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.
Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить связь с Традиционалисты, сторонники старины упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая по сравнению с веками социально-политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на авансцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы на городкие восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала.
Люди, приемлющие перемены, вносили свою лепту в новизну, оптимистично называли «петроту» «дивным узорочьем». Оно наиболее отчетливо проявилось в красочности, нарядности, декоративности в живописи и зодчестве; красота, многоцветие, разнообразие в украшении быта, в одежде горожан. Искусство нового времени - это гимн творению, а не Творцу в классическом искусстве Древней Руси.
Век дивного узорочья - век обмирщения, секуляризации культуры, нарастания в ней светских начал, рационализма и практицизма.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определите причины и последствия перехода от феодального к капиталистическому хозяйству? мне именно так: 30
На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций; выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. переход от медного века к бронзовому веку связывают с распадом -карпатской металлургической провинции (первая половина четвертого тысячелетия до н.э.) и формированием около 35-33 веков до н.э. циркумпонтийской металлургической провинции, которая доминировала на протяжении раннего и среднего бронзового века. южнее центрального складчатого горного пояса в евразии (от альпов до алтая) в бронзовом веке сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе со скотоводством, , письменностью, государствами. севернее, в степных регионах евразии преобладали общества скотоводов-кочевников. в среднем бронзовом веке (26-19 века до н.э.) территория распространения металла значительно расширилась на север. начало позднего бронзового века связывают с распадом циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э. на ее месте сформировались новые металлургические провинции. наиболее крупной из них была евразийская степная металлургическая провинция. к ней с юга примыкала относительно небольшая, но отличающаяся богатством и разнообразием изделий, характером сплавов, кавказская металлургическая провинция. на среднем востоке сложилась ирано-афганская металлургическая провинция. обширную территорию от саян и алтая до индокитая занимала восточно-азиатская металлургическая провинция. средиземноморская металлургическая провинция существенно отличалась от расположенной к северу от нее европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий. в 13-12 веках до н.э. произошла так называемая катастрофа бронзового века, когда распались или видоизменились культуры на огромном пространстве от атлантического океана до тихого океана. в течение ряда столетий до 10-8 веков до н. э. осуществлялись переселения народов, начался переход к раннему железному веку. дольше всего в европе бронзовый век сохранялся у кельтских племен на побережье атлантического океана.
Объяснение: