С началом освободительной войны активно начала формироваться украинская национальная государственность. Ее основные формы постепенно сложились на Запорожской Сечи, своего дальнейшего развития получили при гетмане П.Сагайдачному. Во времена его гетманства устройство Запорожье был частично распродержавен на «волость», или в «города», где размещались казацкие полки. Здесь казацкие старшины фактически подлежали и не казачье население, которое не желало подчиняться польской адмiнистрации. В ходе борьбы с Польшей казацкий государственный аппарат распродержавился на освобожден территорию Украины и стал основой государственного строительства. Формально высшим органом была общая совет всего войска, которая должна решать важнейших военные и политические вопросы. Однако созывался она все реже и ее функции постепенно начала выполнять совет старшин, которая стремилась влиять на решение основных внутренних, военных и внешне — политических дел. Венецианский посол в Украине Альберт Вимина, который имел возможность наблюдать за работой старшинского совета, называет ее «строгим сенатом», где «казаки обдумывают дела…». Фактически вся высшая политическая — административно судебная и военная власть принадлежала гетману, которая на время военных действий была неограниченной. Все тогдашние источники свидетельствовали о чрезвычайно высокий авторитет Б.Хмельницкого в разных слоях населения. Некоторые представители казацкой администрации титуловали его как «Божьей милостию великого государя нашего Богдана Хмельницкого, пан гетман всего Войска Запорожского». Современники не исключали возможности провозглашения его князем Руси.
Современная Россия является прямым потомком именно Московского княжества. Оторванное от прежних русских центров – Киева, Чернигова, Полоцка, принужденное платить дань Золотой Орде, Московское княжество смогло объединить все земли русского Северо-Востока и создать сильное государство.
Причины усиления Московского княжества
Москва стала возвышаться только в 14 веке. До этого московское княжество долго не было престижным среди русских князей. Но в 13 – 14 веках произошло усиление Москвы, Твери, Суздаля и других новых городов Руси. Развитие этих земель усложнялось татаро-монгольским игом, внутренними усобицами.
При этом можно выделить несколько причин усиления именно Московского княжества:
Оно находилось на удалении от границ русских земель и не страдало от войн с немецкими рыцарями или польским королевством. Москва платила дань татарам, которой они подолгу и ограничивались;
Московские князья подарками и хитростью получили право собирать для Орды дань. То есть они стали распоряжаться в русских землях. Подобное выгодное положение князья умело использовали для накопления богатств и усиления своего влияния;
За счет относительно спокойного периода, пока Москва собирала для Орды дань, князья смогли подчинить своей власти целый ряд небольших соседних княжеств. Тем самым, они усилились еще больше;
Князья покровительствовали торговле. Купцы обогащали город, увеличивая его ресурсы;
Строились укрепления, увеличивалось войско. Это стало возможным, благодаря финансовой мощи княжества.
Кроме того, московские князья, равно как и другие, не стеснялись использовать воинов Золотой Орды для войн со своими соперниками. Это позволило значительно ослабить Рязанское и Тверское княжества.
Результат усиления Москвы
Сильное Московское княжество смогло объединить множество русских земель и нанести Орде сокрушительное поражение на Куликовом поле. Для этого потребовались десятилетия умелой политики, собирания русских земель, усиление военной мощи государства.
Несмотря на то, что после Куликовой битвы Москва не раз была сожжена татарами, именно она стала центром войны против Орды. Объединенные русские войска постепенно, за несколько поколений, разгромили Золотую Орду, которая раскололась на несколько частей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Плюсы и минусы развития советской науки
1 . В этот период создано большое количество разнообразных музеев. Стали общедоступными частные коллекции.
2. Книги выпускались большими тиражами и стоили дешево, поэтому пользовались спросом. Открывались массовые библиотеки.
3. Развитию советского кино уделялось особое внимание. Кинотеатры были очень популярны.
4.Значимой поддержкой государства пользовались театры. Однако были они средством пропаганды, поэтому этот аспект можно отнести как к плюсам, так и к минусам советской культуры.
5.Существовало множество различных литературно-художественных течений и школ, творческих объединений: ЛКЦ (Литературный центр конструктивистов), ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка), ОСТ (Общество художников — станковистов) и др.
6.Значительную поддержку государства имели научно-исследовательские институты. Многие их представители получили мировую известность. Основным направлением деятельности ученых было создание нового оружия, покорение космоса. В то же время, ужесточился партийный контроль над научными деятелями.
7.Широко развивалось народное творчество, самодеятельность.
8.Появился и был широко распространен новый жанр – плакат.
Минусы советской культуры1.Массовое уничтожение памятников культуры, символизирующих прежние режимы власти. Распродажа и вывоз за рубеж крупных музейных коллекций досоветской тематики.
2.Переименование улиц, переулков, площадей и даже населенных пунктов, и тем самым отказ от их истории.
3.Разрушались храмы, монастыри и старинные кладбища, сжигались иконы.
4.Отделение советской культуры от зарубежной, и полный запрет последней.
5.Партийная цензура ограничивала культурных деятелей только одним художественным направлением – социалистическим реализмом (воспевание труда, героизма, достижений народного хозяйства).
6.Культура носила примитивный характер. Это было необходимо для того, чтобы ее мог понять каждый.
7.Советская культура пропитана призывами к борьбе: «За коммунизм!», «Против пьянства!», «К труду!» и т.д.
8.Во многих памятниках культуры (книги, картины, скульптуры) прослеживается культ вождя.
9.Уменьшилось качество образования специалистов. Требования к знаниям при поступлении в ВУЗы снизились. Это было обусловлено потребностью в решении кадровых вопросов. Улучшение качества образования началось только к концу 30-х годов.