в 1783 россия аннексировала крым и кубань; в том же году под ее покровительство перешла грузия. в июле 1787 османская империя при поддержке пруссии, франции и великобритании выдвинула россии ультиматум с требованием восстановить вассальную зависимость от нее крыма и грузии и согласиться на досмотр российских кораблей, проходящих через проливы босфор и дарданеллы. получив отказ, 13 (24) августа 1787 султан абдул-хамид (1774–1789) объявил войну россии.
основные силы были организованы в две армии – украинскую (п.а.румянцев) и екатеринославскую (г.а.потемкин); роль отводилась кубанскому корпусу, действовавшему на кавказе. война началась высадкой под кинбурном турецкого десанта 14 (25) сентября 1788, который 1 (12) октября был разгромлен а.в.суворовым. вторая попытка турок овладеть кинбурном зимой 1787/1788 также оказалась неудачной. на кавказе удалось подавить вспыхнувшее восстание татар и кубанцев. в январе 1788 в войну на стороне россии вступила австрия: одна австрийская армия (принц фридрих-иосия кобург-заалефельд) подошла к хотину, другая (фельдмаршал ф.-м.ласси) взяла шабац и осадила белград; но затем наступление австрийцев замедлилось. огромная (300 тыс.) турецкая армия вступила в молдавию и заняла яссы. украинская армия соединилась с австрийцами под хотином, однако из-за разногласий союзникам не удалось осуществить крупных операций. летом 1788 великобритания, франция и пруссия побудили швецию объявить войну россии. неудачи австрийцев (поражения у мехадии и слатины и потеря баната и трансильвании) компенсировались победой эскадры ф.ф.ушакова над турецким флотом у о.фидониси 3 (14) июля и взятием австрийскими и войсками хотина 18 (29) сентября, что заставило турецкое командование пойти на перемирие с австрийцами и отвести свои силы к рущуку. 6 (17) декабря екатеринославская армия овладела очаковом.
весной 1789 турки вытеснили австрийцев в трансильванию, но затем потерпели несколько поражений от п.а.румянцева. после его отзыва екатеринославская и украинская армии были объединены в южную под началом г.а.потемкина. попытка турок разбить войска по частям потерпела полную неудачу: корпус а.в.суворова при поддержке австрийцев разгромил 21 июля (1 августа) корпус осман-паши под фокшанами, а 11 (22) сентября армию великого везира юсуф-паши на р.рымник. овладели аккерманом и хаджи-беем; 3 (14) ноября капитулировали бендеры. в сентябре австрийцы заняли белград, в ноябре – бухарест.
в январе 1790 пруссия заключила с новым султаном селимом iii (1789–1807) договор о гарантиях неприкосновенности границ османской империи и мобилизовала двухсоттысячную армию. после поражения австрийцев под джурджево и смерти иосифа ii новый император леопольд ii (1790–1792), опасаясь нападения пруссии, вступил в переговоры с портой в рейхенбахе, завершившиеся заключением мира в сентябре 1790; екатерина ii отказалась в них участвовать. турки попытались нанести удар на кавказе, высадив корпус батал-паши, но его наступление на кубань было отражено. черноморский флот ф.ф.ушакова сорвал планы высадки турецкого десанта в крыму, разгромив вражескую эскадру в еникальском проливе 8 (19) июля и у о. тендра 28–29 августа (8–9 сентября) 1790. после подписания 3 (14) августа верельского мира со швецией южная армия начала наступление на дунае и в октябре-ноябре овладела килией, сулинским гирло, тульчей и исакчей; 11 (22) декабря а.в.суворов взял измаил.
в 1791 сменивший г.а.потемкина н.в.репнин перенес военные действия за дунай. 4 (15) июня отряд м.и.кутузова разбил турецкий корпус у бабадага, а 28 июня (9 июля) южная армия нанесла поражение главным силам турок при мачине. на кавказе кубанский корпус и.в.гудовича 22 июня (3 июля) взял анапу. 31 июля (11 августа) ф.ф.ушаков разгромил турецкий флот у м. калиакрия. прямая угроза константинополю и крах надежд на великобритании и пруссии заставили селима iii заключить 29 декабря 1791 (9 января 1792) ясский мир с россией: он уступил ей междуречье днестра и южного буга, признал присоединение к ней крыма и кубани, отказался от притязаний на грузию и обязался не смещать без согласия правительства господарей молдавии и валахии.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение на тему: можно ли считать петра i первого на руси на пути российских преобразований. то есть пётр i первый реформатор на руси или до него уже были другие?
ответ:
петр i – император-реформатор
петр i – император-реформатор
петр i (петр алексеевич романов) появился на свет 30 мая 1672 года в москве, его отцом был царь алексей михайлович, матерью – наталья кирилловна нарышкина. лишившись в 1676 году отца, петр до десяти лет воспитывался под присмотром сводного старшего брата федора алексеевича. царь федор велел с 5 лет учить мальчика грамоте. в учителя ему определили дьяка никиту зотова, который не требовал от царевича строгой дисциплины и особого прилежания. но петр жадно впитывал в себя все новое, что узнавал.
после смерти в 1682 году федора алексеевича поначалу царем нарекли десятилетнего петра, но стрелецкий бунт, спровоцированный честолюбивой, стремящейся к власти сестрой софьей, все изменил. впервые на руси в результате политического компромисса на трон возвели двух царей одновременно: ивана и петра, а софья, из-за их малолетства, стала править государством. в оружейной палате кремля сохранился двухместный трон для юных царей, в спинке которого было маленькое окошечко, через которое царевна софья и приближенные подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.
во время бунта петр стал свидетелем жестокой расправы стрельцов над его сторонниками и родственниками по матери нарышкиными. это впоследствии сказалось на характере петра, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. на всю жизнь сохранил он ненависть к стрельцам…
в годы правления софьи петр с матерью жили в селе преображенском. о нем словно забыли: обучение забросили, зотова удалили, а другого учителя не назначили. предоставленный сам себе, подросток проводил время в играх и потехах, а частенько и в драках со сверстниками. с детских лет петр тянулся к военным играм: он завел свое «потешное» войско, одел и вооружил его, постепенно в нем появилась артиллерия. мастер федор зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное дело. любопытный по натуре петр тянулся к знаниям. для изучения военных наук нужны были знающие люди, и петр стал частым гостем в слободе, находившейся недалеко от преображенского. там он познакомился со многими иностранцами. под руководством голландца франца тиммермана он изучал основы арифметики, , фортификации. до многого он дошел своим умом. но сказывался недостаток систематического образования: даже в шестнадцатилетнем возрасте он не умел правильно писать, плохо знал основы грамоты и имел небогатый словарный запас.
объяснение: