Очаги цивилизации восточных славян имеют ярко выраженную природу. с. м. соловьев выделял четыре главные речные системы земли: «новгородская (волхов-верхний днепр) ; кривская или полоцкая (западная двина) ; киевская (днепр) ; ростовская (верхняя) . реки являлись местами расселения, кормилицами, транспортными артериями. разливы повышали плодородие почв, способствовали развитию судоходства и торговли» расширение в 40 раз территории российского государства в xvi-xix вв. сделало ландшафт страны более разнообразным, что благоприятно сказалось на процессах этногенеза российского суперэтноса. к лесной восточно-европейской равнине на юге и юге-востоке примыкали горы и степи; в восточной сибири и на дальнем востоке равнины пересекались или окаймляли горными хребтами и плоскогорьями. необъяснимые просторы россии были «благом и проклятьем» . они определили экстенсивный характер развития ее , вплоть до конца xx столетия. громадность территории, своеобразии природы и ландшафта оказали влияние на формирование национального характера: любовь к широким просторам, свободе, вольности. ширь земли и ширь души давили энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры. на большей части территории россии природа, по определению с. м. соловьева, является мачехой. долгая зима, короткое лето, холодные или жаркие степные ветры, большой перепад температуры, изобилие влаги в одних и недостаток ее в других районах, бедность почв - все это оказало большое влияние на , социо-культурное развитие народов, населяющих эту территорию. цикл сельскохозяйственных работ на большей части страны составляет 125-130 рабочих дней, что почти в 2 раза меньше, чем в западной европе. «крестьянское хозяйство на территории россии обладало крайне ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции, что, в свою очередь, обусловило узость рынка рабочей силы, отсутствие возможностей быстрого накопления капитала» (тимофеева а. а. )
gymnazium
03.04.2023
Названа она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане. Культура развивалась на основе кочевого образа жизни. Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания. Большинство погребений бегазы - дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами. Курган - надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались в основном игольчатыми и волнистыми узорами. В эпоху бронзы на территории Казахстана на смену Андроновской культуре пришла кочевая Бегазы-Дандыбаевская культура. Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного казахского ученого энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана.р