Появление и распространение новых, революционных для своего времени средств передвижения — паровоза (1804—1814) и парохода (1807), строительство общественных железных дорог (1825). Это позволило путешествовать с гораздо большей скоростью, комфортом и безопасностью. Всего за несколько десятилетий до этого, в конце XVIII в., основным транспортом для европейских вояжеров были почтовые кареты. Один из путешественников того времени очень красноречиво описал особенности этого средства передвижения: «Невозможно вообразить что-либо более ужасное, чем маленькая, тесная, перегруженная почтовая карета с дырявой крышей, ... катящаяся по ужасной колее в кромешной темноте и опрокидывающаяся, как это часто бывает в дороге, ... по вине беззаботного и неумелого кучера. Впрочем, этот рыдван, может с одинаковым успехом опрокинуться и днем, и ночью»[1]. Даже путешествие в вагоне третьего класса давало путникам массу преимуществ по сравнению с традиционным гужевым транспортом. Существенно сократить время морских путешествий во многие экзотические страны начало эксплуатации в 1869 г. Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря и открывшего для европейцев короткий путь в Индийский океан.
Сергеевич1396
28.06.2021
Всю реформаторскую деятельность Петра I условно можно разделить на два периода (этапа): 1696—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что петровские реформы являлись лишь естественным продолжением изменений, протекавших в ходе XVII века. Другие историки (например, Сергей Соловьёв), напротив, подчёркивали революционный характер преобразований Петра.