Великое переселение народов по-разному сказалось на развитии южных, западных и восточных славян. Наиболее сильным натиск кочевых племен был на южных славян, потомками которых являются современные болгары, словенцы, сербы, черногорцы и хорваты.
Великое переселение народов в III – IV вв. вызвали дальнейшую колонизацию славян, раздробили их на западную и восточную, а затем и южную ветви, окончательно обособив в своем историческом развитии от западноевропейских народов.
ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ http://school.xvatit.com/index.php?title=Славянские_земли_в_VI-IX_вв.
На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы.
Возникали племенные союзы.
Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество).
Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками.
Главные вопросы решало народное собрание — вече.
Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн.
Происходило имущественное расслоение.
Родовые связи все больше вытеснялись территориальными.
Складывались предпосылки для возникновения государства.
О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась.
Славяне были язычниками. Известны Перун — бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.
***1.2.Возникновение государственности у славян. Общественно-политическое устройство Киевской Руси.
Расселение славян происходило по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло деление славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от Пелопоннеса на юге до Финского залива и р. Невы на севере, от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до Верхней Волги, Средней Оки и Верхнего Дона на востоке.
Расселяясь по обширным просторам Русской равнины, славяне сталкивались с проживавшими здесь другими племенами (балтскими, финно-угорскими, ирано-язычными), ассимилировали их, но при этом менялись и сами приобретали новые навыки, элементы материальной культуры.
В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и формирование новых славянских общностей. На территории, составившей в будущем Киевскую Русь, насчитывалось более 10 славянских союзов племенных княжеств.
Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в южных областях), соха (на севере).
Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья.
Семьи объединялись в соседскую (территориальную) общину – вервь. Расселение ускорило выделение знати.
Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения продукта для содержания господствующего социального строя и воинов – дружину.
Дружинный слой существовал у славян уже в VI-VII вв., а к IХ в. он выдвинулся на ведущие позиции в обществе. Возникновение государства.
vasenkova1981
27.04.2021
Мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки женщинам изготавливать одежду, делать посуду, готовить пищу. На раннем этапе развития первобытно-общинного строя - в дородовом обществе воспитание детей было несложным. С появлением родовой общины оно усложнилось под влиянием трудового опыта людей. Так, люди, жившие родовым строем, знакомили детей с названиями животных, их повадками, обучали скотоводству и земледелию. Старшие прививали молодому поколению традиции и нравы народа, рассказывали детям о подвигах предков, о врагах их рода, внушали, что месть - священный долг. Дети приобщались к обрядам религиозного культа, сопровождавшимся танцами, играми, жертвоприношениями. Большое место в умственном и нравственном воспитании детей занимало развивающееся народное творчество - сказания, песни. На последних этапах развития первобытно-общинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями "посвящения" в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.
31 октября 1451 года
если подпишись