Распространителями чумы были человеческие вши и блохи
Объяснение:
Основными переносчиками чумной палочки во время пандемии чумы в Европе в XIV-XIX веках были человеческие вши и блохи, а не паразиты грызунов. В этом исследователей убедили модели распространения инфекции во время девяти известных вспышек чумы, которые случились с 1348 по 1813 год в разных областях Европы. Выводы ученых, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, объясняют отличительный характер эпидемий прединдустриальной Европы от более поздних вспышек
Чтобы подтвердить эту гипотезу, исследователи из университета Осло (Норвегия) построили математические модели распространения инфекции тремя воздушным путем, как при легочной чуме, вместе с крысами и их паразитами, либо вместе с человеческими паразитами. Затем ученые применили эти модели к реальным данным по смертности населения и продолжительности эпидемии во время девяти известных вспышек чумы в Европе: в Живри (Франция) в 1348 году, во Флоренции в 1400 году, в Барселоне в 1490 году, в Лондоне в 1563-64 годах, в Име (Англия) в 1666 году, в Гданьске в 1709 году, в Стокгольме в 1710-11 годах, в Москве в 1771 году и на Мальте в 1813 году.
Распространение болезней, передаваемых эктопаразитами человека, происходит в условиях антисанитарии и пренебрежения личной гигиеной, которые были характерны для прединдустриальной Европы. Тем не менее, последующие эпидемии, в частности, Третью Пандемию, которая началась в Китае и распространилась по Азии и всему остальному миру, исследователи связывают с крысами. Дикие грызуны до сих пор остаются естественным резервуаром чумы в Азии, Африке и Америке, из-за которого происходят периодические вспышки болезни и в наше время, такие как эпидемия 2017 года на Мадагаскаре.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Русские летописи содержат описания нашествия Батыя. Из Лаврентьевской летописи: «В тот же год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска, и взяли все Рязанское княжество, и сожгли город, и князя их убили. А пленников одних распинали, других — расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне. В ту же зиму выступил Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар. И встретились они у Коломны, и была битва великая. И убили воеводу Всеволодова Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, а Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву, и воеводу убили Филиппа Няньку за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри, и села сожгли, и, захватив много добра, ушли». *** Из Ипатьевской летописи: «...В год 6745 (1237 Пришли безбожники измаильтяне, которые раньше бились с русскими князьями на Калке. Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жите-лей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных. В год 6748 (1240). Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов своих, и окружили они город, и обступила сила татарская, и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами. Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради» 1. О каких событиях свидетельствуют эти источники? 2. Можно ли по данным фрагментам составить представление о Ба-тыевом нашествии и судьбах русских земель? 3. Выделите главные, существенные положения представленных фрагментов. 4. Какое впечатление на современников, судя по летописям, произвело Батыево нашествие? 5. Летописцы особо подчеркивают урон, который понесли от нашествия Батыя храмы и монастыри, говорят о многочисленных жертвах среди духовенства. Какие выводы вы могли бы сделать на основе этих фактов? 6. Как вы думаете, кем могли быть авторы текстов Лаврентьевской и Ипатьевской летописей? На основе чего вы построите свое рассуждение? 7. В чем вы видите особенности стиля, языка такого источника, как летописи? Достаточно ли ярко и полно, на ваш взгляд, они передают атмосферу, дух той эпохи?
ответ: 1. Нашествие хана Батыя
Объяснение: 2. Нашествие Батыя 1237 г. описано во всех русских летописях с теми или иными разночтениями, восходящими к разным авторам. Но все они рисуют страшную картину разорения Русской земли. Резко сократилось население Руси. Много народу было убито и уведено в рабство. Разрушено много городов. Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.
3. Лаврентьевская летопись: Взятие Рязанского княжества и Московского княжества.
Ипатьевская летопись: Взятие Рязанского княжества и Киевского княжества.
4. Судя по летописям современники были в шоке, что пришла такая мощная армия.
5. Летописцы особо подчеркивая урон, который понесли от нашествия Батыя храмы и монастыри, говоря о многочисленных жертвах среди духовенства, хотели показать, что нашествие монголов вело к уничтожению их религии. Хотя на самом деле монголы были веротерпимы. Главное, чтобы платили налог (10%)
от дохода.
6. Авторы летописей были монахами и потому разрушений церквей больше всего их потрясло.
7. Летопись - особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в 11 в. и продолжалось вплоть до 17 в. Достигнув значительного развития в 11-12 вв., летописание затем из-за монголо-татарского нашествия приходит в упадок. Во многих летописных центрах оно угасает вовсе, в других сохраняется, но носит узкий, местный характер. ... Неправильно ограничивать их значение только как источников наших сведений о событиях
Атмосферу и дух, той эпохи передают досточно ярко и точно.