Локк вводит различие идей на простые и сложные. Фундамент всего содержания нашего знания - простые идеи, продукт внешнего и внутреннего опыта (протяженность, покой, движение, все первичные качества) . Они имеют свои модусы: движение - ходить, ползать, летать. Простые идеи рефлексии - мышление и хотение (сила - разум и воля, соответственно) . Определяются через гносеологию. Модусы простых идей рефлексии - суждение, вера.
За эти границы опыта мышление не может выйти. Разум оказывается за границами пассивным, только рецептивным.
Активная когда комбинирует простые идеи в сложные.
комбинирования:
сравнение
сопоставление
абстрагирование
соединение.
Три разновидности сложных идей - модусы, субстанции, отношения.
Сложные идеи модусов - такие сочетания или комбинации идей, содержание которых мыслится как не существующее самостоятельно - как действия субстанций. Самые важные идеи модусов - идеи пространства, времени и числа.
Идея пространства формируется внешним опытом. Сопоставление с позицией Ньютона - Ньютон различает абсолютное и относительное пространство. Локк отбрасывает понятие абсолютного пространства: абсолютное пространство чисто умопостигаемая сущность, в опыте не дано, пустое понятие. Дано только относительное пространство. Онтологическая проблема решается исходя из гносеологических предпосылок.
Время - сложная идея. Источник - внутренний опыт. Локк не признает абсолютного времени, только относительное время, которое дано нам в опыте.
Отрицание объективности времени. Основа понятия времени - внутренний опыт. Время существует благодаря внутренней духовной жизни. Время субъективизировано.
Сложные идеи субстанций предполагают самостоятельное существование объектов. Здесь Локк примыкает к Аристотелю - понятие первой сущности, субстрата. Если есть нечто, как самостоятельная сущность, у него есть субстрат.
Существуют простые субстанции (аристотелевский подход) - человек, камень; и собирательные - семья, народ (состоят из множества отдельных объектов) .
Локк рассматривает понятие субстанции с гносеологических позиций - он сводит ее к набору свойств, которыми обладает какой-то объект, причем этот набор обладает целостностью (яблоко, например, зеленое, круглое, кислое) . Если простая субстанция - это целостный объект, обладающий свойствами и у нее есть субстрат, то мы должны ввести понятие субстанции как носителя свойств. Локк замечает, что с чисто эмпиристической точки зрения мы никогда не воспринимаем субстанцию, только свойства. Непосредственно в опыте субстанция не дана - «неопределенное предположение неизвестно чего» . Вопрос о существовании субстанции - вопрос веры, а не знания.
Сложные идеи отношения - результат сравнения простых идей. Идея отца и идея сына - нет отца, нет и сына, и наоборот.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Понятие Определение Курултай Нойон Тумены Баскак
отвечаю
Объяснение:
Начало XIX в. ознаменовалось новыми начинаниями в области просвещения.
В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения — специальный государственный орган, правда, с самого начала служивший не столько органом развитию народного образования, «сколько органом надзора» (П. Ф. Каптерев). При министерстве было учреждено Главное управление училищ, в которое вошел и Ф. И. Янкович.
В 1804 г. публикуются Устав университетов Российской империи и Устав учебных заведений, подведомственных университетам, многие положения которых были заимствованы у французов. В соответствии с уставами предполагалась новая система народного образования и управления учебными заведениями.
В основу системы были положены три принципа:
• бесплатность;
• бессословность (кроме крепостных крестьян);
• преемственность учебных заведений.
Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:
1) приходские училища — 1 год обучения;
2) уездные училища — 2 года;
3) гимназии в губерниях — 4 года;
4) университеты.