Отже, "Декларація незалежності США" не лише проголошувала народження нової незалежної держави, а й декларувала нові найбільш передові на той час ідеї й концепції, а також досить широкий спектр прав людини і народу.
Дещо пізніше, частина положень Декларації незалежності увійшла до Конституції Сполучених Штатів Америки, прийнятої 17 вересня 1787 р. І як слушно зазначали автори фундаментальної праці "Історія Сполучених Штатів", "вона стала найстарішою писаною конституцією, котра й досі діє. За цією конституцією Сполучені Штати розцвіли і стали однією з найбільших демократій всіх часів".
Надеюсь
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
б за ответ 1. Проти свавілля католицької церкви в Чехії виступив: а) Ян Гус; б) Ян Жижка; в) Пржемисл Отакар; г) Іржи з Подебрад. 2. Ватажок гуситських воєн, “страшний сліпець”: а) Ян Гус; б) Ян Жижка; в) Пржемисл Отакар; г) Іржи з Подебрад. 3. Приводом до початку Гуситських воєн стало: а) свавілля католицької церкви; б) німецька колонізація; в) страта Яна Гуса; г) повстання в Празі. 4. Яка подія сталася в 1415 р.: а) страта Яна Гуса; б) початок гуситських воєн; в) повстання у Празі; г) битва під Ліпанами. 5. Скільки хрестових походів було здійснено проти гуситів: а) 3; б) 4; в) 5; г) 6. 6. Битва під Ліпанами відбулася в: а) 1415 р.; б)1419 р.; в) 1434 р.; г) 1436 р. 7. Боротьба чеського народу в першій половині XV ст. проти ка толицької церкви і німецького засилля переросла в так звані а) гуситські війни б) альбігойські війни в) італійські війни г) балканські війни 8. У Грюнвальдській битві польсько-литовське військо завдало поразки а) німецькому імператору б) монгольській орді в) Тевтонському ордену г) гуситам 9) Представницький орган влади у Чехії називався: а) сейм б) віче в) парламент г) генеральні штати 10) Папська грамота про відпущення гріхів: а) булла б) індульгенція в) береста г) ярлик 11) Вождь таборитів: а) Ян Гус; б) Ян Жижка; в) Пржемисл Отакар; г) Іржи з Подебрад. 12) Гуситські війни : а) 1362-1385 б) 1415-1434 в) 1362-1415 г) 1419-1434
Противоположные джадидизму тенденции в мусульманской среде отражает кадимизм.
В XIX веке среди российских мусульман — преимущественно среди поволжских и крымских татар, башкир, казахов и других народов, придерживающихся ханафитского мазхаба — развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм.
Группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путём воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Они подчеркивали необходимость открытия «врат иджтихада» для разрешения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация.[источник не указан 236 дней]
В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин[источник не указан 236 дней].
Идеологами джадидизма были[источник не указан 236 дней] просветители (Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Исмаил Гаспринский, Муса Бигеев, Ризаэтдин Фахретдинов, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Зайнулла Расулев), прогрессивные представители татарской буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С. Назиров и Г. Хакимов из Уфы) и мусульманского духовенства (З. Камалетдинов, К. Закир, А. Абубакиров).[источник не указан 236 дней]
В Средней Азии (Туркестане) известными представителями джадидизма были Мунаввар Кары Абдурашидханов, Маджид Кадыри, Абдулла Кадыри, Абдурауф Фитрат, М.Бехбуди[, Файзулла Ходжаев, С. Мирджалилов, Ходжи Муин Шукруллаев и др.
Джадиды находились под огромным влиянием европейской политической мысли, особенно конституционных идей, а также младотурецкого движения в Османской империи. По их мнению, ислам не противоречит парламентаризму, более того, его идеи лежат в основе шуры — коллективного принятия решений, — предписываемого Кораном и Сунной. Джадиды считали, что ислам не запрещает критически изучать историю мусульман, а поскольку исламу не удалось создать идеальную культуру, то мусульмане ни в коей мере не обязаны считать своих нынешних духовных наставников носителями совершенного знания и обязаны искать принципы социального устройства, наиболее подходящие тому или иному историческому периоду.
Джадиды после революции 1905 года составили ядро[источник не указан 1886 дней] партии «Иттифак аль-Муслимин» («Союз мусульман»), отстаивавшей идеи конституционной монархии, местного самоуправления, всеобщего избирательного права, демократических идей и т.д.
Избранные в Государственную думу четырёх созывов (1907—1917) депутаты от мусульманских регионов, среди которых были и представители духовного сословия, составили мусульманскую фракцию.
Революционно-демократическое крыло джадидов в Бухарском ханстве стало основой движения младобухарцев.
Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого «усул-и джадид», то есть новый метод. Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений, что сплочению демократических сил общества. В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе «Гусмания» (начало 1890-х), в Оренбургской губернии — в медресе «Хусаиния»[1].
Первые татарские, башкирские и казахские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками медресе братьев Хусаиновых «Хусаиния»[2], а также реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в городах Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 1890-х годов профессиональных учителей стали готовить медресе «Расулия», «Гусмания», «Галия», медресе в Стерлибаше и др. К началу XX в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3—5 лет, в джадидистских — за год. Преподавание перешло с арабского и османского языков на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. Кроме этого в новометодных школах вводились стандартные европейские обучения — парты, скамьи, доски, деление учеников на классы, а учебного времени на уроки. В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа.