Одной из причин похода монголов на древнерусские земли стало развитие кочевого скотоводства, которое вынудило их искать новые пастбища. Однако чем дальше тумены Батыя заходили на северо-запад, тем больше они убеждались в том, что тамошние территории не пригодны для прокорма лошадей и скота. Особенно неблагоприятными в этом смысле оказались лесистые и болотистые новгородские земли. Влажные травы Новгородщины не могли в должной мере обеспечить пищей степных монгольских скакунов.
Ситуацию усугубило и состояние русских деревень, в которых после зимы 1237-1238 годов не осталось достаточного количества запасов еды удовлетворить потребности многотысячной орды. Люди и кони были сильно истощены, начался падеж лошадей, а само монгольское войско, по мнению историков, потеряло к весне 1238 года до трети своего состава. В такой ситуации Батый просто не был готов к осаде Новгорода, которая обещала затянуться на долгие недели.
Испытание дорогой
Кроме голода войска Батыя и Субедея ждало еще одно испытание. К Новгороду и Смоленску монгольские полководцы намеревались выйти до наступления оттепели, но ранняя весенняя распутица застала их врасплох. Многочисленная орда, обремененная обозами и скотом, с трудом двигалась по раскисшей от таявшего снега и дождей земле. Овраги, густые леса и болота делали дальнейшее продвижение монгольской армии малоперспективным.
Конечно, у Батыя была возможность обойти непроходимые топи стороной, однако совершать многокилометровые обходные маневры у хана не было ни сил, ни желания. Наверное, при должном упорстве несколько десятков тысяч монгольских всадников все же добралось бы до Новгорода. Впрочем, для Батыя было очевидно, что захват столь важного в стратегическом плане города не стоил гибели половины его армии.
На решение Батыя могла повлиять и длительная осада Торжка. Его жители серьезно измотали монголов, которые, приступив к штурму города 22 февраля 1238 года, смогли взять твердыню лишь 5 марта. Взбешенный полководец тогда в ярости предал Торжок огню и мечу. «Иссекли всех — от мужского полу до женского», — поведал летописец.
«Добрый город»
Известно, что Батый разорял далеко не все древнерусские города — только те, что не желали ему покоряться. К примеру, печальной участи избежали Углич, Ростов и Тверь, добровольно подчинившиеся завоевателю и согласившиеся выдать лошадей и провиант. Покорные города получали у монголов название «гобалык», что значит «добрый город».
Превращать богатые города в пепелища, в особенности располагавшиеся на торговых путях, было не в интересах Батыя — ведь они должны были впоследствии стать источниками пополнения казны ордынской империи. Не по этой ли причине оказался нетронутым Великий Новгород? — размышляют историки. Он вполне мог стать северными воротами, выводящими Золотую Орду на обширнейший рынок городов Ганзейского союза.
Можно предположить, что и новгородские бояре со своей стороны приложили усилия для налаживания контактов с ордынскими представителями, и в итоге они могли заключить некое коммерческое соглашение. Вполне возможно, дипломатия и деньги решили вопрос взаимоотношений Новгорода и Орды в пользу взаимовыгодного сотрудничества.
Назад в Орду
Еще один шанс завоевать Новгород у Батыя был во время второго похода на Запад (1240-1242 гг.), когда ему удалось фактически дойти до Вены, нанеся несколько болезненных поражений европейским армиям. Однако 1 декабря 1241 года умер хан Угэдэй, и его смерть открыла прямую дорогу к ордынскому престолу непримиримому врагу Батыя хану Гуюку. В результате Батый был вынужден направить основные силы обратно в Каракорум.
Теперь он был занят соперничеством с Гуюком, которое закончилось смертью последнего в 1248 году. Недолго правил и сам Батый, он ушел из жизни в 1255 году, вероятно, будучи отравленным конкурентами. Отныне ордынским ханам было не до завоевательных походов, главной их задачей стало не приумножение, а сохранение невероятно разросшейся империи.
pavlovm8316
24.11.2020
Кроме того, подобно стефану пермскому, «и он в какой-то мере выучил греческий язык». некоторые факты позволяют думать, «что автор много путешествовал и побывал в константинополе, на афоне и в иерусалиме». епифаний назван учеником преподобного сергия в заглавии «похвального слова сергию радонежскому», а пахомий логофет, или серб, сообщает, что епифаний много лет, от своей юности, «жил вместе с троицким игуменом». в 1380 году епифаний находился в троице-сергиевой лавре, будучи «уже взрослым, грамотным, опытным книжным писцом и графиком, а также склонным к записям летописного характера наблюдательным человеком». «когда умер сергий радонежский (1392 епифаний премудрый начал делать записи о нем». после смерти сергия в 1392 году епифаний, видимо, перебрался в москву на службу к митрополиту киприану. близко сошёлся с феофаном греком. в 1408 году во время нападения на москву хана едигея, епифаний бежал в тверь, где подружился с архимандритом спасо афанасьева монастрыя корнилием, в схиме кириллом, с которым впоследствии переписывался; в одном из своих посланий он высоко отзывался о мастерстве и работах феофана грека, его уме и образованности. в этом письме епифаний и себя называет «изографом».в 1410-е годы епифаний вновь поселился в троице-сергиевом монастыре, заняв высокое положение среди братии: «бе духовник в велицей лавре всему братству». умер там около 1420 года (не позже 1422) в сане иероманаха. вопрос о времени кончины епифания дополнительно обсуждается ниже. жил в конце x|v — начале xv века. судя по составленному им житию стефана пермского, епифаний, как и стефан пермский, «учился в ростовском монастыре григория богослова, так называемом затворе, славившемся своей библиотекой». известно, что епифаний «нередко «спирахся» со стефаном о понимании текстов» и по временам выступал как «досадитель». этот факт «наводит на мысль, что если стефан и был старше епифания премудрого, то ненамного». епифаний был хорошо образован. лови))
ivanpetrovichru1801
24.11.2020
Союз между россией и францией был продиктован не только общностью военно-стратегических интересов той и другой державы, наличием угрозы со стороны общих врагов. к тому времени /348/ уже оказалась налицо для союза и прочная основа. россия с 70-х годов остро нуждалась в свободных капиталах для вложения их в промышленность и железнодорожное строительство, франция, напротив, не находила у себя достаточного числа объектов для собственных капиталовложений и активно вывозила свой капитал за рубеж. именно с тех пор постепенно стал расти удельный вес французского капитала в российской . за 1869-1887 гг. в россии были основаны 17 иностранных предприятий, из них 9 французских. давними и прочными были культурные предпосылки союза между россией и францией. ни одна другая страна не оказывала на россию столь мощного культурного воздействия, как франция. имена ф. вольтера и ж.ж. руссо, а. сен-симона и ш. фурье, в. гюго и о. , ж. кювье и п.с. лапласа, ж.л. давида и о. родена, ж. бизе и ш. гуно были известны каждому образованному россиянину. во франции всегда меньше знали о культуре, чем в россии — о французской. но с 80-х годов французы, как никогда ранее, приобщаются к культурным ценностям. возникают издательства, специализирующиеся на тиражировании шедевров — произведений л.н. толстого и ф.м. достоевского, и.а. гончарова и м.е. салтыкова-щедрина, не говоря уже об и.с. тургеневе, который долго жил во франции и стал для французов одним из любимейших писателей. книга м. де вопоэ « роман», изданная в 1886 г., стала во франции не только научным и , но и общественным событием. к концу 80-х гг. противоречия россии с австро-венгрией и германией стали еще более значительными, чем противоречия с . в решении международных вопросов российское правительство стало искать новых партнеров. важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейскойситуации, вызванные заключением в 1882 г. тройственного союза между австро-венгрией, германией и италией. в начале 90-х гг. наметились признаки сближения участников тройственного союза с . в этих условиях началось сближение россии с францией. -французское сближение имело не только политическую, но и основу. с 1887 г. россия стала регулярно получать французские займы. в обстановке постоянного дефицита кредита внутри россии французский капитал становился источником финансирования россии. и та та да предпосылка предпосылкой сближения россии и франции в 80-е годы xix века было образование тройственного союза в 1882 году. в тройственный союз вошди германия, австро-венгрия и италия. германия стремилась к господству в европе и переделу колоний.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему армия батыя не смогла завоевать великий новгород?
много причин
Объяснение:
Ресурсы на исходе
Одной из причин похода монголов на древнерусские земли стало развитие кочевого скотоводства, которое вынудило их искать новые пастбища. Однако чем дальше тумены Батыя заходили на северо-запад, тем больше они убеждались в том, что тамошние территории не пригодны для прокорма лошадей и скота. Особенно неблагоприятными в этом смысле оказались лесистые и болотистые новгородские земли. Влажные травы Новгородщины не могли в должной мере обеспечить пищей степных монгольских скакунов.
Ситуацию усугубило и состояние русских деревень, в которых после зимы 1237-1238 годов не осталось достаточного количества запасов еды удовлетворить потребности многотысячной орды. Люди и кони были сильно истощены, начался падеж лошадей, а само монгольское войско, по мнению историков, потеряло к весне 1238 года до трети своего состава. В такой ситуации Батый просто не был готов к осаде Новгорода, которая обещала затянуться на долгие недели.
Испытание дорогой
Кроме голода войска Батыя и Субедея ждало еще одно испытание. К Новгороду и Смоленску монгольские полководцы намеревались выйти до наступления оттепели, но ранняя весенняя распутица застала их врасплох. Многочисленная орда, обремененная обозами и скотом, с трудом двигалась по раскисшей от таявшего снега и дождей земле. Овраги, густые леса и болота делали дальнейшее продвижение монгольской армии малоперспективным.
Конечно, у Батыя была возможность обойти непроходимые топи стороной, однако совершать многокилометровые обходные маневры у хана не было ни сил, ни желания. Наверное, при должном упорстве несколько десятков тысяч монгольских всадников все же добралось бы до Новгорода. Впрочем, для Батыя было очевидно, что захват столь важного в стратегическом плане города не стоил гибели половины его армии.
На решение Батыя могла повлиять и длительная осада Торжка. Его жители серьезно измотали монголов, которые, приступив к штурму города 22 февраля 1238 года, смогли взять твердыню лишь 5 марта. Взбешенный полководец тогда в ярости предал Торжок огню и мечу. «Иссекли всех — от мужского полу до женского», — поведал летописец.
«Добрый город»
Известно, что Батый разорял далеко не все древнерусские города — только те, что не желали ему покоряться. К примеру, печальной участи избежали Углич, Ростов и Тверь, добровольно подчинившиеся завоевателю и согласившиеся выдать лошадей и провиант. Покорные города получали у монголов название «гобалык», что значит «добрый город».
Превращать богатые города в пепелища, в особенности располагавшиеся на торговых путях, было не в интересах Батыя — ведь они должны были впоследствии стать источниками пополнения казны ордынской империи. Не по этой ли причине оказался нетронутым Великий Новгород? — размышляют историки. Он вполне мог стать северными воротами, выводящими Золотую Орду на обширнейший рынок городов Ганзейского союза.
Можно предположить, что и новгородские бояре со своей стороны приложили усилия для налаживания контактов с ордынскими представителями, и в итоге они могли заключить некое коммерческое соглашение. Вполне возможно, дипломатия и деньги решили вопрос взаимоотношений Новгорода и Орды в пользу взаимовыгодного сотрудничества.
Назад в Орду
Еще один шанс завоевать Новгород у Батыя был во время второго похода на Запад (1240-1242 гг.), когда ему удалось фактически дойти до Вены, нанеся несколько болезненных поражений европейским армиям. Однако 1 декабря 1241 года умер хан Угэдэй, и его смерть открыла прямую дорогу к ордынскому престолу непримиримому врагу Батыя хану Гуюку. В результате Батый был вынужден направить основные силы обратно в Каракорум.
Теперь он был занят соперничеством с Гуюком, которое закончилось смертью последнего в 1248 году. Недолго правил и сам Батый, он ушел из жизни в 1255 году, вероятно, будучи отравленным конкурентами. Отныне ордынским ханам было не до завоевательных походов, главной их задачей стало не приумножение, а сохранение невероятно разросшейся империи.