Вопрос о причинах Первой мировой войны является одним из самых обсуждаемых в мировой историографии с момента начала войны в июле 1914.
Непосредственным поводом начала военных действий принято считать Сараевское убийство эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом Гаврилой Принципом. С другой стороны, столь же общепризнано, что убийство было лишь ближайшим поводом, «толчком» к войне, в то время как к ней исподволь вели многочисленные скрытые факторы, центральными из которых являлось желание Германской империи господствовать в мире и конкурирующие национальные интересы крупнейших европейских держав.
Константин успешно воевал против франков и алеманнов на Рейне, позднее с готами и сарматами на Дунае; в 310 г. лишил власти Максимиана и после смерти Галерия в 311 г. в союзе с Лицинием в 312 г. одержал победу над Максенцием в битве у Мильвиева моста возле Рима. Затем в 314 или 316 г. отвоевал у Лициния большую часть Балканского полуострова и стал после окончательной победы и казни последнего единым властителем империи. В отличие от Диоклетиановой тетрархии Константин вновь сконцентрировал всю полноту власти в руках своего семейства. Между 317 и 333 гг. его сыновья Константин II, Констанций и Констант были провозглашены цезарями и соправителями, а также назначены наследниками государственной власти.
В области внутренней политики правление Константина во многом являлось продолжением деятельности Диоклетиана, упрочением основанного домината как формы государственной власти и характеризовалось превращением империи в военно-бюрократическое государство, которое было разделено Константином на 4 префектуры — Восточную, Иллирик, Италию и Галлию, подразделявшиеся в свою очередь на 14 диоцезов (епархий) и 114 провинций. Первоначально резиденциями Константина являлись Трир, затем Сирмий и Сердика (София). В 326 г. Константин окончательно избрал столицей империи Византию, которую в 330 г. переименовал в Константинополь (град Константина). Константин окружил себя пышным императорским двором с созданным по образцу восточных государств церемониалом (ношение диадемы, земной поклон императору), учредил консисторий — тайный императорский совет — и осуществлял свою власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата. Сенаторы, положение которых вновь было упрочено, всемерно привлекались к управлению государством. Начатое еще Галлиеном разграничение военного и гражданского управления получило при Константине окончательное оформление. Согласно проведенной реформе армии, войска были разделены на подвижные (comitatenses) и войска, постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах (limitanei), преторианская гвардия была распущена, а префектура претория претерпела кардинальную реорганизацию; приток в армию выходцев из германских племен принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление сословий, в первую очередь колонов, к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу.
Поворот Константина к христианству произошел, видимо, в период борьбы против Максенция. Миланским эдиктом 313 г. христианство признано равноправной религией. Тем самым была заложена основа его становления государственной религией. Вмешательство государства в церковные дела, в частности в церковные споры, ставшее со времен Константина обычным явлением, сделало церковь государственной и превратило ее в инструмент политической власти. В 325 г. Константин созвал в Никее 1-й экуменический собор, всемерно поощряя деятельность церкви в распространении христианства. В 321 г. Константин объявил воскресенье официальным “днем покоя”. Возведением Латеранской церкви Константин положил начало монументальной церковной архитектуры. В 313 г. им завершено строительство базилики Максенция. В 312—315 гг. в Риме была возведена триумфальная арка, украшенная многочисленными богатыми фигурными рельефами, заимствованными от более ранних построек и частично переработанными.
В последние годы жизненная энергия Константина заметно ослабла. Армия теряла боевую На Востоке государства персы готовились отнять области, приобретеные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но, смертельно больной, остановился в Никомедии, где и скончался, незадолго до того приняв от Евсевия Кесарийского крещение. Прах его погребен в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианского правителя. Русская православная и армянская церковь чтят память Константина как святого и равноапостольного 21 мая. Биография Константина изложена Евсевием Кесарийским.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь.«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Ново монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом».А) АввакумБ) НиконВ) ФиларетГ) Иона
б)О Патриархе Никоне.