военная демократия — особая общественно-политическая стадия в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому, на которой еще сохраняются элементы старой, родоплеменной организации общества и появляются новые черты, свидетельствующие о складывании предпосылок для формирования государственности. термин ввел в научный оборот л. г. морган в работе «древнее общество» для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. процесс разложения родовой общины объяснялся рядом и социальных причин.
успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную; создание более усовершенствованных орудий труда; отделение ремесла от сельского хозяйства — все это приводило к изменениям в социальной структуре общества. исчезала жесткая необходимость использования совместного труда всей общины (рода) — появилась производственная возможность выхода отдельных семей из общины, захвата ими участков общинной (пахотной) земли в частную собственность. соседские отношения теперь становились важнее, чем кровнородственные связи — на смену родовой общине (у славян — верви) приходила община соседская (территориальная).
в этой общине нарастало имущественное и социальное неравенство. частная собственность и увеличение полученного прибавочного продукта (результата труда) на присвоенных участках земли, а также войны (межплеменные столкновения) обогащали и усиливали определенную (небольшую часть) соплеменников. у них рождалась потребность в такой организации общества, которая обеспечила бы неприкосновенность владений. следовательно, появлялась необходимость создания нового социального слоя, стоящего на страже земельных границ соседской общины и имущества. постепенно занятие исключительно военным делом становилось постоянным — появлялась профессиональная вооруженная сила (дружина), а с ее военные предводители (князья) и знать (боярство) захватывали административно-политическую власть и превращали ее в наследственную.
в то же время не вся общинная земля сразу перешла в частное владение — в общей собственности оставались луга, выпасы, лесные и речные угодья. сохранялась и личная свобода общинников и привычный порядок решения важнейших вопросов — народные собрания (у славян — вече). в минуту внешней опасности на защиту территории общины вставало народное ополчение. все это были остатки демократии, характерной для родоплеменного строя.
таким образом, сочетание новых и старых общественных элементов создавало своеобразие переходной формы организации общества, в котором новые элементы еще не могли сразу утвердиться, а старые — быстро отмереть. эту переходную форму определяют как военную демократию, так как в народном собрании участвовали вооруженные воины, а авторитет и власть вождя подкреплялись имевшейся у него военной силой.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие колониальные империи существовали в Африке до 1960 года?
Европейская колонизация затронула не только Северную и Южную Америку, Австралию и другие земли, но и весь Африканский континент. От былого могущества Древнего Египта, который вы изучали в 5 классе, не осталось и следа. Теперь все это колонии, поделенные между разными европейскими странами. Из данного урока вы узнаете, как проходил процесс европейской колонизации в Африке и были ли какие-то попытки противостоять этому процессу.
Введение
На данном уроке вы узнаете про страны Африки в эпоху европейской колонизации. Именно на территории африканского континента была создана одна из древнейших цивилизаций человечества – Древний Египет. Во времена Карфагена и других цивилизаций Африка находилась на переднем плане прогресса. Почему же этот регион, некогда могущественный, оказался к XIX веку на обочине истории?
Европейская колонизация Египта
На территории африканского континента в Средние века и Новое время существовали многочисленные государства, даже целые империи, такие как империя Мали, Сонгай, Борно, империя Мономотапа, которая дожила до XIX века. Менее крупных королевств и княжеств было очень много.
Главной проблемой Африки в Средние века и в Новое время была ее изолированность от международных торговых контактов. До большинства территорий континента в Средние века было невозможно добраться. Те регионы, которые имели выход к побережью, попадали в зависимость от более крупных государств: например, северную Африку и значительные части побережья северо-восточной Африки очень быстро осваивала Османская империя. Затем на восточную Африку распространял свое влияние султанат Оман, который распался в 1856 году.
Эти африканские регионы имели торговое значение: именно из них осуществлялся вывоз из Африки сырья и рабов – самого главного ресурса, который так интересовал колонизаторов. Африка на протяжении нескольких веков была главным полем для рабства и осуществления работорговли.
Южная и Центральная Африка в это время практически не развивались, будучи оторванными от торговых путей. А Северная Африка в это время попала под влияние Османской империи. В XIX веке Египет (главный регион Северной Африки) пытался получить независимость. Там реформы, проведенные хедивом (заместитель султана, титул правителей Египта в XIX – начале XX века) Мухаммедом Али. Он получил статус заместителя султана для того, чтобы провести реформы по включению Египта в состав Османского государства. Однако о присоединении Египта речь не шла, скорее наоборот, он только отдалялся от Османской империи. Реформа Мухаммеда Али, как и многие другие реформы в то время, проводилась по европейской модели. Реформатору удалось отобрать земли у феодалов, поддерживающих политику Османской империи. Он одним из первых на востоке провел аграрную реформу, направленную на перестройку аграрных отношений в стране. В итоге его власть усилилась и он стал считать себя независимым от Османской империи крупные войны по поводу независимости Египта: в 1831–1833 гг. и 1839–1840 гг. Египет отказывался платить дань Османской империи, что, разумеется, не устраивало османских султанов.