1 задание
Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Чингизской волости, Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению в Абайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.
2 задание
Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции — то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и параллельно учился в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.
К завершению школьного образования Кунанбаева уже посетила Муза: он пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову — другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру — управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности. Некоторое время Кунанбаев исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни казахов.
кыз куу
кыз куумай (догони девушку) — национальная конная игра в казахстане и кыргызстане. в ней участвуют юноши и девушки, которые состязаются парами на лошадях полукровных пород. в первой половине игры девушку преследует юноша и если догоняет, то её целует; во второй половине игры они меняются местами. девушка стремится догнать своего партнера и в случае удачи бьет его камчой. дистанция скачки 400—500 м. в конце дистанции устанавливается флаг, обозначающий поворотно-контрольный пункт. девушка (а юноша в обратную сторону) принимает старт на две лошади впереди.
мастерство игры (на личное или командное первенство) оценивается по системе, при этом учитываются три признака — искусство владения конём, художественность (красота) исполнения и резвость скачки. участники выступают в красочных национальных костюмах на одномастных, эффектных по экстерьеру[en] лошадях, чему зрелищная сторона состязаний выигрывает.
аударыспак
аударыспак — известный вид казахской народной борьбы — один из видов борьбы всадников на лошадях (жекпе — жек ойыны). по правилам этой разновидности конной борьбы разрешается «увлекать» за собой соперника только вперед и к себе, а также выезжать вперед соперника, тем самым мешая ему продвигаться вперед. кроме того, запрещается применять друг против друга нагайку — непременный атрибут любого всадника. большое значение в аударыспак имеет подбор лошади. согласно устоявшимся требованиям, наиболее предпочтительными являются невысокие, подвижные и сильные лошади. в прошлом даже были специалисты, которые занимались выращиванием и подготовкой таких лошадей. соревнования в казахских единоборствах, играх и состязаниях обычно устраивались во время традиционных праздников, а также семейных торжеств. нередко схватки организовывались и в часы досуга, для чего было достаточно всего лишь бросить вызов: «а ну, давай! кто из нас сильнее? ». ещё в недалеком прошлом обучение аударыспаку начиналось с детства. казахского мальчика рано приучали к седлу. первые свои схватки он проводил, сидя верхом на , баранах или молодых бычках. большую практическую ценность имели также разнообразные игры, например, жаяу аударыспак, где роль лошади исполнял напарник. у повзрослевших джигитов основным методом тренировки становились многочисленные соревнования и поединки ради разрешения спора.
түйме алу
на противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. по площадке раскладывается большое количество монет (камешков). игроки выстраиваются вдоль линии старта. по сигналу джигиты начинают скачки — передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты.
побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.
аламан байга
казахская национальная игра «аламан байга» — это испытание не только наездников, умения держаться в седле, а главным образом — это испытание для лошадей. аламан байга — это конное состязание, скачки на длинные и сверхдлинные дистанции. корни этой игры основываются на необходимости казахов готовить лошадей к длинным во время перекочевки на новые места, а также отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. так постепенно аламан байга стала неотъемлемой частью больших праздников. иногда во время таких вот соревнований некоторые лошади не выдерживали нагрузки и не дойдя до финиша или падали от усталости, ломая ноги. известно, что наездники перед скачками, для того, чтобы защитить своих скакунов от сглаза заплетали им хвост и гриву в косы и вплетали в неё перья филина или амулеты от сглаза, а также старались никому не показывать скакуна, держа его под попоной.
ак суек
участники игры становятся в шеренгу. ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевает: белая кость — знак счастья, ключ, лети до луны, до белых снежных вершин! находчив и счастлив тот, кто тебя в миг найдет!
после чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. в этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. когда кость упадет, ведущий объявляет: ищите кость — найдете счастье скорей! а найдет его тот, кто быстрей и ловчей!
цель действий — быстро найти кость и незаметно для остальных принести её ведущему. если дети заметят её, они преследуют игрока и, слегка ударив по плечу, отбирают кость, затем тоже бегут к ведущему. для того чтобы быть незаметным и без препятствий донести кость до ведущего, можно проявить хитрость, находчивость. иной игрок под предлогом того, что он не может найти кость, идет к ведущему шагом, отвлекает внимание соперников различными способами (например, громко говорит, указывая на другого, и утверждает, что кость якобы у него и т. если игрок нашел кость, то есть оказался счастливцем, то вся группа или один из группы исполняют его желание: поют, читают стихи, подражают голосам животных.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как повлиял Иван Грозный на смутное время
1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.
На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.
Первый период смуты
Первый этап смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался не править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.
Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)
Второй период смуты
В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.
Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2 вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу.
Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская думапошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2, но борьба за престол на этом не окончилась.
Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия 2, а также Семибоярщиной (1610 г.).
Третий период смуты
Третий этап смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия 2, русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время окончилось.
21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.
Итоги смуты
Итоги Смутного времени были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет