жеті жаргы
правовой (санкционированный) обычай - одна из наиболее древних форм права. правовой обычай - это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи "око за око, зуб за зуб", т.н. принцип "талиона". постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права. соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. основным актом, где были правовые обычаи являлся свод законов хана тауке "жеты жаргы".
на арене в конце семнадцатого столетия был хан тауке (1680-1718 гг.) тауке-хан, сын жангир-хана, многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. в первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах. также хан тауке впервые в казахской степи разработал и утвердил писаный свод законов «жеты жаргы» («семь уложений»). это были законы, охватывавшие практически все стороны жизни общества.
по некоторым данным, на холме мартобе (в нынешнем сайрамском районе южно-казахстанской области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного казахского ханства тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. именно здесь тауке-хан объявил свод законов "жеты жаргы", ставший первым сводом общеказахского права. здесь же проводилась ханская торговая ярмарка.
основные сведения о «жетi жаргы» (своде законов хана тауке)
изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. эта работа проводилась весь xviib. и при хане тауке нашла свое закрепление в своде законов "жетi жаргы" (семь установлений). разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале xvii в. и включал в себя следующие основные разделы:
1. земельный закон (жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности , имущественные права членов семьи.
3. военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
6. закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. закон о вдовах (жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
кроме "жетi жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "кодекс касыма", особенно в области международного права. своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "ереже", и "билер сезi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Для чего хан выдавал ярлык русским князьям, ведь они управляли своим княжеством по праву наследования кратко
Вот
Объяснение:
Эссе
«Экспонаты музея- летопись
С возврастанием роли исскуства в современном мире, перед философами нашего времени как никогда остро стоит вопрос о его существовании.Безусловно,одними из главных аспектов рассмотрения этой темы будут являться проблемы гениальности творца художественного обьекта непосредственного появления на свет произведения исскуства, актуальности и элитарности того или иного направления, метода, жанр.Однако стоит заметить, что эти вопросы уже не одно столетие волнуют как исскуствоведов так и простых потрибителей культурных явлений.Проблема же возникающая на рубеже ХІХ в ХХ веков, и с каждым годом становящаяся все более и более актуальной, представляет собой рассмотрение особой сферы бытия исскуства-музейного бытия.