С конца 16-го столетия человечество вошло в эпоху развития капитализма, эпоху которая сменила собою феодальный строй и ознаменовалась восхождением на пьедестал технического прогресса. Существовавшие до этого феодальный и рабовладельческий строй, за весь многовековой период своего правления не смогли так продвинуть развитие экономических отношений, как это сделал капитализм за 400 лет своего существования. Хотя экономические гуру предрекают завершение нынешней эпохи, все человечество охвачено экономическими отношениями, вписывающимися именно в созданную капитализмом картину мира. Начиная со становления рабовладельческих отношений, работа, выполняемая рабами была не хитра, в основном не требовала развития специальных навыков и специализация одного дела могла передаваться поколениями не привнося ощутимых технологических нововведений.
D-posilochka
27.04.2023
Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение — постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.
В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было «жилищем бога» , который почивал в нем по ночам, иногда — в обществе целомудренной женщины. По ночам на вершину зиккурата поднимались жрецы — для астрономических наблюдений, связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки Зодиака, астрология, названия многих созвездий — все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.
Одним из самых известных и больших зиккуратов Месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в Уре — древнем городе, известном как «Ур халдеев» или «Ур Халдейский» . По преданию, уроженцем Ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н. э.
Пик могущества Ура приходится на 2112—2015 гг. до н. э. , когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь Урнамму прославился как великий строитель. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы города обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.
Покровителем Ура был бог луны Наина (вавилоняне называли его Сином) . В его честь царь Урнамму на рубеже XXII—XXI вв. до н. э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой Вавилонской башни.
Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX в. английским консулом в Басре Д. Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления Набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н. э.) . Они повествовали о том, что башня, заложенная царем Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из позднейших царей не довел дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.
К 1933 г. археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он представлял собой трехступенчатую пирамиду. Основа его была сложена из кирпича-сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей Ура) . Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины двух с половиной метров. Нижний ярус имеет в основании размеры 60x45 м и достигает пятнадцати метров в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими — вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога луны Нанна.
На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств поднимались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие тянулись вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя — черный, средняя — красный, а верхняя — белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.
С конца 16-го столетия человечество вошло в эпоху развития капитализма, эпоху которая сменила собою феодальный строй и ознаменовалась восхождением на пьедестал технического прогресса. Существовавшие до этого феодальный и рабовладельческий строй, за весь многовековой период своего правления не смогли так продвинуть развитие экономических отношений, как это сделал капитализм за 400 лет своего существования. Хотя экономические гуру предрекают завершение нынешней эпохи, все человечество охвачено экономическими отношениями, вписывающимися именно в созданную капитализмом картину мира. Начиная со становления рабовладельческих отношений, работа, выполняемая рабами была не хитра, в основном не требовала развития специальных навыков и специализация одного дела могла передаваться поколениями не привнося ощутимых технологических нововведений.