Ледовым побоищем или Чудской битвой называется сражение новгородско-псковских войск князя Александра Невского с войсками ливонских рыцарей 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. В 1240 рыцари Ливонского ордена (см. Духовно-рыцарские ордена) овладели Псковом и продвинули свои завоевания в Водскую Пятину; их разъезды подходили на 30 верст к Новгороду, где в то время не было князя, потому что Александр Невский, рассорившись с вечем, удалился во Владимир. Стесненные рыцарями и Литвой, совершившей набег на южные области, новгородцы отправили послов Александра вернуться. Прибыв в начале 1241, Александр очистил от противника Водскую пятину, но на освобождение Пскова решился лишь после соединения новгородских отрядов с низовыми войсками, прибывшими в 1242 под началом его брата – князя Андрея Ярославича. Немцы не успели прислать подкрепление своему незначительному гарнизону, и Псков был взят штурмом.
Объяснение:
ответ: Период монголо-татарского нашествия - одна из самых страшных страниц русской истории. На протяжении более 200 лет Русь была подчинена Золотой Орде. И самое страшное заключалось даже не в том, что народ был обложен тяжелейшей данью, а земли подвергались разорительным набегам. Наибольшее влияния на ход развития оказывало полное господство хана над институтом управления страны.
Древняя Русь, и без того подверженная междоусобицам, в лице ордынцев получила мощного противника возможности естественного объединения и сплочения вокруг сильной централизованной власти. Для ослабления подчиненного народа был избран самый эффективный контроля: князья должны были получать разрешение у хана на возможность управления государством. Так появился термин "ярлык на великое княжение".
Ханский ярлык – это письменный документ, подтверждающий волю кагана. В Древней Руси давал право князю на управление землями и долю от собранной дани. В настоящее время историки часто спорят о том, а было ли на Руси монголо-татарское иго. Все чаще высказывается версия, что никакого нашествия, а тем более порабощения не было. Одним из основных аргументов в пользу данной теории является тот факт, что, несмотря на огромную ценность ярлыка на княжение, ни один из документов не был сохранен. Но для этого есть объективные причины.
Пайцза - знак власти должностных лиц Орды. Ярлык – это рукописный документ или грамота, для сохранности которой нужны особые условия. С учетом того, что монголо-татары следили за тем, чтобы не только один князь, но и одно княжество долго не имело главенствующей власти, о создании какого-то архива сохранить подобный документ для потомков, не могло быть и речи. А частые пожары и разорительные набеги их исчезновению.
После освобождения от власти Золотой Орды ценность этих бумаг была утрачена. Подтверждение выдачи ярлыков на великое княжение можно найти только в летописях. Но далеко не все признают этот источник. Ведь описание и переводы ярлыков были сделаны спустя много лет после избавления от ига, в связи с чем ряд историков говорит о возможности фальсификации рукописных свидетельств.
На поклон к хану Золотой Орды
Еще одним подтверждением существования ярлыков и полной политической зависимости Руси от Золотой Орды являются многочисленные свидетельства поездок князей на поклон к великому хану. Впервые хан Батый потребовал явиться действующего Великого князя в 1243г. К поездке в Сарай князья начинали готовиться заранее. Необходимо было собрать щедрые подарки хану, его приближенным, женам и всем влиятельным монголам. Помимо подарков необходимо было продумать дипломатическую стратегию: как обойти конкурентов и защититься от их нападок. Русские князья и их бояре плели друг против друга настоящие интриги в надежде получить власть в свои руки.
От того, удастся ли склонить хана на свою сторону, часто зависело не только получение ярлыка, но и жизнь самих послов и населения целых городов. Так, первый русский князь, отправившийся на поклон к хану, Ярослав Всеволодович, был отравлен в Орде уже после получения ярлыка. Всего за время монголо-татарского ига в ставке были убиты десятки русских князей и их подданных. Еще большее число послов подвергались пыткам и унижениям. Поэтому, перед отъездом многие оставляли завещания и брали в дорогу священника.
Мученик за веру – князь Михаил Черниговский Но далеко не все князья готовы были поступиться своей честью ради получения благосклонности хана. В 1246г. в Золотую Орду отправился Михаил Черниговский вместе со своим верным сподвижником Феодором. По заведенной традиции перед входом в ханский шатер князь и боярин должны были пройти «очищение огнем». Ритуал заключался в прохождении сквозь пламя, которое очищало от дурных помыслов, и поклонении огню и солнцу, что символизировало полную покорность. Однако истинные христиане, Михаил и Феодор, отказались преступить.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
. Дополните предложения по во Социальная организация Древнего Рима»( ):Потомков древнейших жителей Рима называли ……………….Переселенцев из других областей Италии называли……………..Самыми бесправными были………………
1. Потомки древних жителей Рима называли себя патрициями.
2.плебеи