Лютер был верующим человеком, но разочаровался убедившись коррупции церкви.
Он стал искать поддержку в университете, среди образованных богословов, но это была капля в море.
И тогда он решился. Первого ноября 1517 года на дверях университетской церкви он прибил ножом лист бумаги, на котором были написаны аргументы против продажи индульгенций. Всего их было 95, поэтому документ позже так и будут называть – «95 тезисов».
Эти тезисы произвели ошеломляющее впечатление. Сначала Виттенберг, затем Германия и вся Европа заговорили о них.
Лютер сжигает папскую буллу об отлучении его от церкви
Лютер сжигает папскую буллу об отлучении его от церкви
Когда весть дошла до папы, Лютера вызвали в Рим на церковный суд, понимая, что ему грозит костер, он отказался. В ответ папа отлучил его от церкви, но Лютер демонстративно на площади сжег папскую буллу вместе с охапкой индульгенций, конфискованных у монахов. Лютера поддержали многие немецкие правители, они давно мечтали о независимости от Рима, не хотели отправлять туда десятину, зарились на огромные церковные богатства и земельные владения, им была нужна дешевая и послушная церковь. Им нужен был только повод, чтобы начать войну с Римом. Лютер им этот повод дал.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие географические открытия были сделаны российскими путешественниками в 18 веке?В чьих интересах они действовали
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.
Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты - французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.
Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат "Послания апостола Павла", в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д'Этапль перевел Библию на французский язык.
Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.
Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.
В начале XVI в. Франция оставалась как бы разделенной на две части - Север и Юг. В экономическом плане Север развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. "Единый король, единая католическая вера" - эти слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г. Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Таким образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.
В 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.