4. ХІХ ғасырдағы 3 ғылыми жаңалықтың атауын және олардың адам мен қоғамөміріндегі маңызын жазыңыз. Жауабыңызды қорытындылаңыз.Ғылыми жаңалық атауыМаңызыҚорытынды кере
Аравийский полуостров, который по площади равен четверти европы, но по природным условиям является сплошной пустыней, с давних времен населяли племена кочевников-арабов. ранее мало кому известны, в vii в. они заставили заговорить о себе в азии и европе объединение арабов и создание ими собственного государства было связано с возникновением новой религии, известной под названием "ислам" (в переводе с арабского - "покорность"). основателем ислама стал житель аравийского города мекки мухаммад (ок. 570-632). в европе его называли магометом. в своей жизни мухаммад много времени уделял религиозным размышлениям и поискам. в 610 г. он начал пророчествовать, утверждая, что получил положения новой веры от единого бога - аллаха. ученики и последователи пророка записывали его слова. после смерти мухаммада все эти записи были собраны в одну книгу - коран (в переводе с арабского - "чтение"). борьба за распространение новой веры продолжалась до 630 г., когда большинство арабских племен признала власть мухаммада и приняла ислам. после смерти пророка власть в созданной им государству унаследовали халифы - заместители пророка. возник арабский халифат. халифы призвали арабов отправляться в поход за распространение ислама среди "неверных". мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. сначала арабы нанесли удар по богатым восточных провинциях византии. они захватили сирию, палестину и египет, а позже - все средиземноморское побережье африки. одновременно были покорены иран. в 711-714 гг. арабы завоевали почти всю испанию, преодолели пиренейские горы и только в 732 г. их дальнейшее продвижение в европу было остановлено франками в битве при пуатье. на востоке они достигли инда, захватили среднюю азию и в 751 г. на таласе нанесли поражение крупной китайской армии. далее они не пошли. в середине viii в. арабские завоевания в основном завершились. бывшие кочевники стали обладателями крупнейшей державы мира.
Tatyana1426
09.08.2021
1. Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII века пронизывали идеи Просвещения. То, что усовершенствованию человеческой натуры - наука, театр, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой деятелей Просвещения.
В развитии просвещения отчетливо прослеживаются две тенденции:
Значительное расширение сети учебных заведений и усиление влияния принципа сословности.
Формируются методические и педагогические системы.
Значительная подвижка по первой проблеме заметна с 1786г. После
принятия устава народных училищ:
в губерниях (городах)- народные училища с 4 классами;
в уездах - малые народные училища.
Если к 1782г. было 8 народных училищ, 516 учащихся, то к 1800 -2888 училищ, 23 тыс. учащихся.
К концу XVIII века вместо одного кадетского корпуса создано 5. Среди них - Сухопутный Шляхетский корпус (1731), Пажеский корпус (1755). Под дирекцией П.И. Шувалова были объединенные школы Артиллерийская и Инженерная.
Многочисленными указами, установлениями, образование приобретает сословный характер.
Но многие учебные заведения были смешанные, то есть с совместным обучением. Однако, будучи в одном помещении, учащиеся по имущественному цензу обучались отдельно. Так, в Казанской гимназии комнаты делились периллами и в дворянской половине пол приподнимали выше. Или дворяне шли в заведение по желанию, а разночинцев направляли в ведомства или в духовенство с условием возврата учащегося по окончании учебного заведения.
Ведущими направлениями в системе образования можно выделить следующее:
Создание новых учебных заведений, определяющих пути создания и формирования так называемой "новой породы людей", жаждущих процветания в России.
В 1755г. создан Московский университет, где сформировался круг прогрессивных учёных. Университет имел 3 факультета - естественно-математический, русского языка и литературы, русской истории.
Открытие университета стало гордостью, появилась возможность готовить своих ученых, двигать науку, разорвать круг национальной ограниченности.
Второе направление- попытка создать организационно и методически систему образования и воспитания.
С приходом к власти Екатерины II, глубоко верившей в силу воспитания, на поприще просвещения приглашаются видные зарубежные педагоги и просветители.
С 1782г. создается комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором Завадовским. План реформы и основные документы составлены Янковичем. Согласно им создавались народные училища. Главные - в губернских городах-4х годичные и малые - в уездах (2 классные).
В 1783г. создается книга "О должностях человека и гражданина" -189 страниц для учащихся, 250 страниц для учителей. Годом позже издаются "Правила для учащихся в народных училищах" - в 24 страницах о том, как должны поступать учащиеся перед богом и в церкви, в училище, вне училища.
В 1783г. издано "Руководство учителям первого и второго класса" - краткий перевод Янковичем книги австрийского педагога Фельбигера.
Предшествовавший опыт показал, что рассчитывать на успех школьного дела невозможно без подготовки учительских кадров. По предложению Янковича в 1783г. в Петербурге открывается первое главное народное училище. Сюда пригласили 35 студентов Московской и Петербургской духовных семинарий. Их Янкович обучает сам в качестве будущих учителей народных училищ. Через 3 года в 25 губерниях открываются главные училища - в них учились 10 тыс. чел. С 1789г. они открыты во всех губерниях.
К концу XVIII века в России открыто 288 училищ главных и малых, где обучались 22 тыс. человек (1,5 тыс. девочек).
Таким образом, к концу XVIII века система народного образования, начатая Петром I, в основном была почти вся подчинена правительственному контролю и влиянию, образование и воспитание было сословным, главными усилиями воспитания считались: профессиональное, физическое, нравственное и разумное.
4. ХІХ ғасырдағы 3 ғылыми жаңалықтың атауын және олардың адам мен қоғамөміріндегі маңызын жазыңыз. Жауабыңызды қорытындылаңыз.Ғылыми жаңалық атауыМаңызыҚорытынды кере